Алло, гараж?
- Блоги
- Нина Цыркун
Программа четвертого фестиваля «Дни другого кино» в этом году была составлена только из российских фильмов, представляющих почти весь жанровый спектр, и демонстрироваться они будут сразу в двадцати городах. В Москве фестиваль открылся картиной «Про жену, мечту и еще одну…», обозначенной режиссером как «эроническая полукомедия с элементами сверхъестественного». О дебюте Александра Поженского – Нина Цыркун.
Это история прежде всего для тех, кто считает, что проживает не свою жизнь; что сделай он (или она) когда-то другой ход, выпади ему (ей) орел, а не решка, все пошло бы иначе и, конечно, самым замечательным образом. Александр Поженский, как автор сценария и режиссер, успокаивает: вы живете свою жизнь, и независимо от того, на какую тропу вы в свое время свернули с точки распутья, все будет только так и не иначе – только события и действующие лица получат другие этикетки, другую окраску. Ну, например, черные «шпильки» станут не эротическим символом, а обувью, которая портит дорогой паркет.
Фильм – нетрадиционная двухактная камерная пьеса. Он состоит из двух частей, иллюстрирующих как раз описанную ситуацию. Главный герой Васин (Константин Юшкевич) мечтал стать кинорежиссером, а стал летчиком. Или наоборот: мечтал стать летчиком, а стал режиссером. В любом случае все начиналось с того, что он к 16-ти годам уже снял три 8-миллиметровых фильма и познал трудности «мокрого» кинопроизводства, неизвестного владельцам нынешних гаджетов. В каждой из возможных жизней Васин встречает одну и ту же женщину Марию (Александра Куликова), только в одной жизни она становится его женой, а в другой – любовницей. И никуда ему не деться от необходимости ловчить, изворачиваться и записывать в сотовом номер тайной подружки под кодовым наименованием «гараж. Палыч». Сюжеты обеих частей параллельны, но развиваются в обратной перспективе и иронично переосмысливаются в своем зеркальном взаимоотражении, смещаясь в сторону более обыденного, но счастливого для героев варианта. В альтернативных ситуациях вероятностного двойничества обнаруживается симметрия, которая повторяемо, но ненавязчиво тонко подчеркивается словесно в остроумно прописанных диалогах. Скажем, там, где Васин – режиссер, он оказывается «в пролете по всем номинациям», у него «весь воздух отняли» и жена предвещает, что он «вылетит из профессии».
«Про жену, мечту и еще одну…»
Нетрудно держать внимание зрителей, когда у тебя в кадре взрывается вертолет, а вот попробуйте посадить на полтора часа двух человек в одну комнату и заставить их разговаривать, – примерно так сказал Поженский, отвечая на вопросы зрителей о трудностях работы над фильмом. Он прав. Сделать кино в таком формате сложно, но ему удалось на все сто процентов. Скорее всего потому, что он руководствуется правилом: снимать только о том, что хорошо знаешь. Поженский, как и Васин, окончил летную школу и даже успел стать военным пенсионером, а теперь, как его альтер эго, проживает жизнь режиссера.
«Про жену, мечту и еще одну…», трейлер
Кстати, не только режиссера – в этом фильме, снятом по его же сценарию, он еще сопродюсер, монтажер, звукооператор, художник и художник по костюмам. (Оператор Сергей Зубиков). Сняли картину за месяц, а потом Поженский ее монтировал целый год, и результат получился филигранный. Добиться его было, наверное, нелегко. Потому что мало того, что следовало менять планы, изворачиваться, чтобы не наскучить зрителю одними и теми же интерьерами и ракурсами; фильм снимался в «режиме» – от солнечного весеннего дня (9 мая, чтобы зафиксировать пролет пилотажной группы, предвещающей появление в доме героини летчика Васина) до кромешной ночной темноты – и эта смена дня и ночи происходит на глазах зрителя, а стало быть, надо было внимательно следить за освещением, его постепенным изменением. А чтобы не наскучить – эту задачу Поженский разделил с актерами. Требовалось не просто найти хороших исполнителей (в них недостатка нет), а составить правильную пару. Так что Константин Юшкевич появился за три дня до начала съемок, когда уже и костюмы были готовы на другого артиста, и еще пришлось долго гоняться за актрисой БДТ Александрой Куликовой, потому что постановщику нужны были ее грустная интеллигентность и «питерская депрессивность», которые так семантически точно сочетались с бравадой Летчика и брезгливой усталостью Режиссера.
«Про жену, мечту и еще одну…»
И еще два героя делают атмосферу и настроение фильма: летящая за горизонт Москва, снятая из окна сталинской высотки, и песня Марка Фрадкина на слова Роберта Рождественского «Там, за облаками» - предвестие, обещание и прощание, уместившиеся в «эроничную полукомедию».