Ас из асов
- Блоги
- Нина Цыркун
7 ноября во вселенной, параллельной пресловутому «взрослому» кинематографу, на большие экраны страны вышла новая экранизация комиксов о скандинавских божествах – «Тор 2: Царство тьмы» режиссера Алана Тейлора. Нина Цыркун подробно исследует сложные сюжетные перипетии с участием героев, сыгранных Натали Портман, Томом Хиддлстоном, Энтони Хопкинсом и другими.
В экранизации комиксов про скандинавского бога грома Тора из рода асов (две предыдущих – «Тор» и «Мстители») не вошла предыстория из исходника – графического комикса: сосланный на Землю папашей Одином, он становится сперва хромым студентом, а потом знаменитым хирургом Дональдом Блейком. Таким образом своеобразно воспроизводилась традиционная комиксовая структура двойной идентичности, роднящая громовика Тора с Суперменом (как все помнят, одновременно репортера-очкарика и мускулистого защитника всех, кому это нужно).
«Тор 2: Царство тьмы»
В случае с Тором формально-реального разделения на два лица не возникает; двойственность интериоризуется, становится в фильме Алана Тейлора «Тор. Царство тьмы» внутренней проблемой Тора, его моральной дилеммой: кем быть – хорошим человеком или плохим правителем? (Правителем ему полагается стать по праву наследования трона от отца; в скандинавской мифологии он – второй после Одина). Простодушный, невеликого ума Тор (Крис Хемсворт) преодолевает свою юношескую вздорность и склоняется к мысли, что возглавить родной Асгард ему лучше не пытаться. Может, уступить трон братцу Локи (Том Хиддлстон)? У него для этого в наличии все необходимые качества: не знающая границ амбициозность, коварство, хитрость и, конечно, дьявольский ум. Их мудрая мать Фригга (Рене Руссо) понимала, что, отправляя Тора в ссылку на Землю (в фильме «Тор»), Один (Энтони Хопкинс) не просто наказывал сына, а давал ему возможность пройти инициацию. Лишившись физических сил, сын должен был наработать достаточно сил моральных, чтобы принять царство из рук стареющего отца. Понимает Фригга и то, что Локи – более достойный кандидат на эту роль и как раз потому, что лишен искренности и прямодушия старшего брата, – качеств, который для властителя только помеха. (Ясное дело, асгардское население никто не спрашивает, какого всевластного они хотят видеть над собой).
«Тор 2: Царство тьмы»
От продюсеров сиквела не укрылось, что зрителям пришлась по вкусу блистательно разыгранная Кеннетом Брана (набившем руку на Шекспире) интрига с богом-отцом (отдающим сына людям), сыном (соперничающим с отцом) и братом (готовым на братоубийство). Теперь эта интрига обросла новыми обертонами. Но вся ее раскрутка подается легко и ненавязчиво, в обрамлении батальных сцен (в том числе с таранным кораблем Темных эльфов, вторгающимся в лондонский Гринвич) и сказочных существ (не уступающих созданиям «Властелина колец», – в духе фильмов компании Marvel, еще больше укрепившейся после слияния с Disney). И, конечно, с юмором. Зрители первого «Тора» наверняка запомнили, как сын Одина входит в зоомагазин и требует лошадь; теперь он в пышном облачении асгардца входит в переполненный вагон подземки и спрашивает, как доехать до нужной станции.
«Тор 2: Царство тьмы»
Впрочем, фильм начинается с того, чем закончились «Мстители», в команду которых вошел Тор: плененного братом Локи заключают в узилище, вполне комфортабельное, но разгуляться все равно негде, и он понапрасну мечется в застекленной клетке, отлученный от действия (конечно, до поры до времени; у него в рукаве немало фокусов). А пока что оказывается, что тысячи лет назад побежденные Одином Темные эльфы с мертвыми глазами не совсем умерли, а лишь уснули богатырским сном, и теперь поднялись, чтобы во главе со злобным Малекитом (Кристофер Экклстон) погрузить в кромешную тьму все девять миров, включая Землю, известную у них как Миргард.
«Тор 2: Царство тьмы»
Тору же, согласно скандинавской мифологии, отведена функция защиты Земли, так что командировка туда удачно совпала с долгожданным свиданием с его возлюбленной, астрофизиком Джейн Фостер (Натали Портман). На Земле, между тем, тоже творится несусветное. Откинувшийся из психушки доктор Эрик Селвиг (Стеллан Скарсгорд) бегает голышом вокруг Стоунхенджа под прицелами телекамер, пытаясь обратить внимание общественности на чрезвычайное повышение радиационного фона. Переселившаяся из Санта-Фе в Лондон Джейн тоскует по Тору и в связи с одним загадочным событием становится целью для Малекита. Надо сказать, что Джейн, да и ее асгардская соперница, воительница леди Сиф бледнеют рядом с вырвавшейся на авансцену стажеркой Дарси Льюис, эдакой выросшей Пеппи Длинный чулок, которую играет Кэт Деннингс. Если наблюдать за голым доктором Селвигом – удовольствие, прямо скажем, на любителя, – то на Кэт всегда приятно посмотреть. Она добавляет перцу головокружительным путешествиям по мирам, снятым в волшебных ландшафтах Исландии. На Земле, как выясняется, можно найти все миры, описанные хоть в Старшей Эдде, хоть в Младшей.