Берлин-2015. О мечтах, облаках и других субстанциях
- Блоги
- Нина Цыркун
«Под электрическими облаками» Алексея Германа-младшего, «Клуб» Пабло Ларраина, «Когда мы мечтали» Андреаса Дрезена, «Пионеры-герои» Натальи Кудряшовой – в третьем берлинском репортаже Нины Цыркун.
Премьера фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», работа над которым длилась пять лет, прошла успешно и сорвала аплодисменты. Действие картины разворачивается в недалеком будущем, в 2017 году, то есть в год столетия Октябрьской революции или, как теперь говорят, переворота. Свое авторское кредо режиссер (он же сценарист) на пресс-конференции выразил так: «Для нас в этом фильме важна такая категория, как время. Россия – страна, которая построена на воспоминаниях и развивается циклично...»
Эсхатологическую настроенность визуально выражает неуютное пространство заснеженных пустырей и заброшенной стройки, изредко перемежаемое видами нелепо торчащих безликих небоскребов. Густо населенный фильм поделен на семь глав, и в каждой на первый план выходят представители определенной социальной страты – от киргиза-гастарбайтера до лучшего архитектора города. Все эти люди представлены в какие-то экзистенциально важные для них моменты, причем большинство из них выходит из схватки с реальностью с большими потерями, хотя кое-кому и повезло. Кроме основных персонажей в рамку кадра постоянно входят «внесценические» фигуры, произносящие, как правило, что-нибудь случайное, но иной раз очень значимое. К примеру, в разговор двух героев вмешивается некто третий с вопросом: «Брат, а война будет?» «Будет!», – не глядя бросают ему в ответ, продолжая говорить о своем. Неслучаен, конечно, и проход отряда курсантов, напрямую отсылающий к блоковским «Двенадцати». Вообще создается впечатление, что именно самое важное Алексей Герман-младший предпочел передать мелкими деталями и репликами, так что ухо надо держать востро и глазами за экраном следить внимательно, не отвлекаясь на фиксацию знакомых по предыдущим фильмам режиссера приемов, которые тут все снова на месте.
«Под электрическими облаками»
В целом надо сказать, что градус социальности на фестивале заметно повышается. Зарубежные коллеги-критики особо отмечают в этом плане сатирическую ленту чилийца Пабло Ларраина «Клуб» (El Club). Известный своими острыми высказываниями по поводу новейшей истории своей страны, на этот раз он обратил внимание на католическую церковь. После ряда скандалов с недостойным поведением священников последние исчезли из поля общественного внимания. Ларраин проследил их судьбы. Оказалось, что они нашли тихий приют где-то в глубинке, в прибрежном городке. Поначалу и не скажешь, что эта группа пожилых людей, проводящих время у телевизора, за бокалом вина, на собачьих бегах, облачены саном. Об этом зритель узнает позже, после инцидента с неудачно влившимся в их теплую компанию новичком. Затем следует визит специально отряженного для проверки ситуации прелата из центра, отца Гарсиа (Марсель Алонсо). Однако справиться с поставленной ему целью отцу Гарсиа не удалось, хотя он и вынудил обитателей « клуба» признаться в своих грехах – от педофилии до торговли детьми, а монахиню сестру Монику подвиг на свершение настоящей жертвы. Так или иначе, миссия провалилась, и, похоже, после его отъезда дела в «клубе» пойдут еще веселее.
«Клуб»
Немецкий режиссер Андреас Дрезен уже в третий раз участвует в конкурсной программе Берлинале. Теперь он представил экранизацию нашумевшего и получившего множество призов романа Клеменса Мейера «Когда мы мечтали» (Als wir träumten). Это история ребят из Лейпцига, воспитывавшихся в идеалах социалистической Германии, чья юность попала на бурный период воссоединения страны. Идеалы стремительно разрушились, а дружба плохо выдержала проверку новыми реалиями. Каждый из подростков, а потом молодых людей оказался предателем этой дружбы. Это очень искренняя, честная лента о потерянном поколении, лишившемся навязывавшихся им утопических иллюзий, которые сделали их беззащитными перед соблазнами и брутальной жестокостью реальной жизни.
«Когда мы мечтали»
С фильмом Дрезена срифмовалась картина российской дебютантки Натальи Кудряшовой «Пионеры герои», показанная в рамках «Панорамы». Это история из того же времени и тоже прослеживающая судьбы поколения, которому пришлось пережить ломку перестройки и не менее бурных последующих времен, но уже в России. История друзей, мечтавших стать пионерами, поклонявшихся пионерам-героям, надевших красные галстуки и страдавших от того, что в жизни не всегда есть место подвигу. Однако, как выяснилось, место для такового у нас всегда найдется.
«Пионеры-герои»
Правда, по сюжету выходит, что их подвиги смысла не имели, но по логике автора сценария и режиссера Натальи Кудряшовой это не важно. Важно, что благодаря своему поступку Катя (Дарья Мороз) вошла в пантеон пионеров-героев и, стало быть, загладила свою детскую вину, не решившись донести на деда-самогонщика, что на ее место непременно сделал бы, скажем, Павлик Морозов. Жаль, что Кудряшова сосредоточилась на фантомных болях бывших советских пионеров, в то время как у нее в руках был реалистичный материал о нашем потерянном поколении. Но, видимо, она сказала то, что хотела сказать.