Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2016. На разных ветрах - Искусство кино

Берлин-2016. На разных ветрах

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Во втором берлинском репортаже Нины Цыркун – "Хеди" (Inhebbek Hedi) Мохамеда Бен Аттиа, "Борис без Беатрис" (Boris sans Béatrice) Дени Коте, "Море в огне" (Fuocoammare) Джанфранко Рози.


berlinale logoПока особых художественных открытий на нынешнем Берлинском фестивале не наблюдается, зато он интересен своей географией. Пожалуй, кое-что даже попало в конкурсную программу именно благодаря либо локальной экзотике, либо редкому присутствию конкретной страны на международных смотрах.

Любопытно, что при этом возникают неожиданные сближения. Два фильма с противоположных краев Земли рассказывают об одном и том же, но с противоположных исходных позиций. "Хеди" тунисского дебютанта в полнометражном кино Мохамеда Бен Аттиа – история о том, что в психологии наывают бунтом кротких. "Борис без Беатрис" известного в мире канадца Дени Коте – ровно наоборот, о смирении гордого человека. Оба режиссера старательно педалируют то главное свойство, которое к финалу герою надлежит избыть.

Тунисец Хеди Баррак (Мадж Мастура) – жертва деспотичной матери; мало того, что она выбрала для него работу (конечно ненавистную), она же нашла ему и невесту (правда, очень хорошенькую). И зритель наблюдает, как Хеди заваливает производственные задания и тяжко вздыхает, получая ночами любовные эсэмэски от невесты. А на другом сеансе зрителя принуждают сочувствовать баснословно богатому Борису Малиновскому (Джеймс Хайдмен), которого местные власти унижают, ставя в очередь на благоустройство участка дороги возле его особняка. И заодно вдоволь налюбоваться его шикарными ботинками и дорогими рубашками. А еще – двумя любовницами, одна из которых (русская, как и он) живет в его доме и ухаживает за больной женой Беатрис. В жене-то все и дело. Борис ее любит и страдает оттого что она впала в жестокую депрессию и умолкла. Далее каждый из авторов (оба сами писали сценарии к этим фильмам) предоставляют своему герою шанс круто изменить ситуацию. Хеди накануне свадьбы встречает девушку по имени Рим и пылко влюбляется, действуя без всякой былой робости и уже планируя уехать за границу и переквалифицироваться из менеджеров по продажам в комиксмейкеры. С Борисом сложнее. Коте напускает туману, посылает ему таинственного незнакомца (в этой роли колоритный Дени Лаван, за которым всегда интересно наблюдать, какую бы ерунду ему ни пришлось играть), ну и тот выписывает гордому богачу рецепт поведения, то есть смирения, столь же несерьезный, сколь и легко выполнимый. Финал предсказуем.

berlinale 2 hedi"Хеди", режиссер Мохамед Бен Аттиа

"Борис без Беатрис" начинается и заканчивается знаковым кадром. Борис стоит посреди луга и его обдувает сильный ветер, поднимаемый спускающимся вертолетом. Борис еле держится на ногах, но ему удается устоять. Это, видимо, следует читать так: светский плейбой попал под искусственные ветры гламурной жизни, но в критической ситуации пересмотрел свою жизнь и одолел их тлетворное влияние.

berlinale 2 cote1"Борис без Беатрис", режиссер Дени Коте

Из этого искусственного мира конкурсная программа Берлинале погружает зрителей в мир самый что ни на есть реальный. События документальной ленты итальянского режиссера Джанфранко Рози "Море в огне" происходят на острове Лампедуза близ Сицилии, куда устремляются из Африки утлые суденышки с беженцами. Из почти полумиллиона этих несчастных, неимоверными трудами добывших деньги, чтобы заплатить за переправу, 15 тысяч погибли, не добравшись до заветной Лампедузы. А тем временем на острове идет своя жизнь. 12-летний Самуэле, быстренько разобравшись с уроками, играет с приятелем в войнушку, учит его стрелять из рогатки и расспрашивает отца про моряцкую жизнь. Новости о тонущих в море и взывающих о помощи африканцах, которое передает местное радио, проходят мимо него. Сидящий на радиоточке ди-джей быстро переходит к концерту по заявкам: тетя Мария просит передать для горячо любимого мужа песню "Море в огне" – и звучит красивая мелодия в ритме фокстрота. Хроника мирной, столетиями устоявшейся жизни перемежается эпизодами спасения тонущих, подсчетом трупов. На лицах спасшихся счастливчиков радости нет. Трагические глаза, хмурые лица, горькие слезы и даже кровавые слезы из глаз мужчины, вместе с другими пережившего семидневный переход по морю без еды и воды, в душном трюме.

Местный доктор, который лечит и островитян от мала до велика, без свойственных итальянцам эмоций рассказывает о том, как ему приходится оказывать беженцам первую помощь и брать биоматериал у трупов. Он не может отрешиться от этой работы и она приходит к нему ночами в кошмарных снах.

berlinale 2 rosi2"Море в огне", режиссер Джанфранко Рози

Автор фильма тоже воздержался от эмоций, в фильме даже нет закадрового комментария. Джанфранко Рози просто сопоставил простую нормальную жизнь и тот ад, из которого бегут и бегут ни в чем не повинные люди, большинство из которых женщины и дети, в надежде спастись от бомбежек, тюремных застенков и голода. Бегут из Нигерии, Судана, Чада, Ливии, Сирии, из Эритреи, откуда когда-то во время гражданской войны ребенком был эвакуирован и сам Джанфранко Рози.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Персонально ваш

11.10.2015

― В Москве – 15 часов и 8 минут, и меня зовут Ольга Журавлёва, а персонально наш сегодня главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

10.05.2017

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).