Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2017. Немного эксцентрики в холодной воде политики - Искусство кино

Берлин-2017. Немного эксцентрики в холодной воде политики

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В третьем берлинском репортаже Нины Цыркун – «Вечеринка» Салли Поттер, «Обратная сторона надежды» Аки Каурисмяки, «Дикая мышь» Йозефа Хадера и «Последний портрет» Стенли Туччи.

 

berlinale logo

На Берлинском кинофестивале звезды говорят о политике. Ричард Гир сокрушается, что фильмы с его участием никак не повлияют на Дональда Трампа. Дэнни Бойл свидетельствует, что после Брексита у него на съемочной площадке сиквела «На игле» царило похоронное настроение. О том же сокрушалась Салли Поттер, рассказывавшая, что участники ее интернациональной команды приходили на съемки в слезах. И все называют свое кино политическим. Как будто само это слово – «политика» – стало паролем дня. Хотя явной политической ангажированности в фильмах не просматривается. Она явно утоплена куда-то на глубину.

Скажем, у той же Поттер в бурлеске «Вечеринка» (The Party) от политики – разве что профессия Джанет (Кристин Скотт Томас) – хозяйки дома, где эта вечеринка неизвестно по какому поводу собирается: она министр теневого правительства оппозиционной партии. А фильм в целом – яркая сатирическая зарисовка сегодняшнего британского среднего класса. Впадающий в маразм университетский профессор; лесбийская пара, успешно прошедшая «непорочное зачатие» и ожидающая тройню; ароматерапевт, сыплющий буддистскими догмами; невротичный банкир-наркоман; циничная гостья из Америки, периодически окатывающая на это эксцентричное собрание холодным ушатом своего бездонного здравомыслия – вся эта компания, занятая мелкой суетой, будто не видит, что происходит вокруг, в реальном мире.

berlinale 2017 3 1«Вечеринка»

Подлинную политическую тему – проблему беженцев – Аки Каурисмяки в картине «Обратная сторона надежды» (Toivon tuolla puolen) решает в виде современной сказки с очевидной моралью. Официальные лица, открывшие двери иммигрантам, изо всех сил пытаются их поплотнее прикрыть, но простой финский народ преисполнен сочувствия к обездоленным беженцам, на него и надежда.

berlinale 2017 3 3«Обратная сторона надежды»

Трагикомедию «Дикая мышь» (Wilde Maus) в качестве экранного дебюта поставил популярный в Австрии и Германии театральный комедиограф Йозеф Хадер. Взявшись за довольно расхожую тему кризиса среднего возраста, Хадер довел до абсурда историю внезапно уволенного музыкального критика-интеллектуала Георга (которого сам его и сыграл), заставив своего героя в отчаянии кончать счеты с жизнью эксцентричнейшим образом – голым в альпийских снегах. Попутно Хадер коснулся множества болевых точек европейского быта – тех же беженцев, терроризма, падения уровня жизни, безработицы.

berlinale 2017 3 2«Дикая мышь»

Актер, сценарист и режиссер Стенли Туччи на пресс-конференции тоже говорил о политике, в частности, выразил опасение, что при нынешней администрации в США «выпотрошат» искусство, обескровят и лишат смысла. Его фильм «Последний портрет» (Final Portrait) в Берлине ничего не получит, потому что хоть фигурирует в главной рубрике «Официальный выбор» как внеконкурсный. Жаль. Он, безусловно, заслужил высокую оценку, по меньшей мере за изящество и тонкость проработки. Режиссер собирал на проект деньги долгих десять лет (впрочем, средств потребовалось немного благодаря камерности постановки и отсутствию спецэффектов). Имя в качестве героя Альберто Джакометти – знаменитого художника-экзистенциалиста – не сулило, видно, прибыли: скандальной бытовой славы, по типу Дали или Пикассо, Джакометти не снискал. Хотя тоже не был ангелом. Просто сумел валоризовать природную эксцентричность в имиджевый бонус.

berlinale 2017 3 4«Последний портрет»

Я перевожу название Final Portrait именно как «Последний портрет», а не «окончательный», что тоже можно, потому что речь идет действительно о последней работе Джакометти в этом жанре и ее последнем варианте. Небольшой период осени художника описал в своем мемуаре американский писатель Джеймс Лорд, чью книгу и экранизировал Туччи. «В 1964 году я был начинающим писателем и жил в Париже» – этой вводной от лица рассказчика, то есть Джеймса достаточно, чтобы представить себе общий настрой фильма с его атмосферой легкости и предвкушения прекрасного будущего без особых денежных затрат. В Париже жил тогда и швейцарский художник. Они познакомились на выставке, и Джакометти предложил Джиму написать его портрет. Предполагалось, что позирование займет пару дней, но затянулось оно на недели. И всякий раз, когда грезился финал, у художника возникало либо отвращение к сделанному, либо радостное ощущение открывающейся перспективы. Так и двигалась эта работа. На холсте то появлялись узнаваемые в жестком гротеске черты натурщика, то полностью исчезали в нагромождении резких мазков этого «неведомого шедевра», отсылающего к новелле Бальзака, столь любимой художниками-модернистами.

Как сказал на пресс-конференции Стенли Туччи, он впервые прочитал книгу Лорда лет в двадцать и навсегда уяснил для себя, как важно в любом искусстве понимание недостижимости абсолюта. Но, как говорится, за попытку спасибо.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Более 10 000 человек посмотрели «Сталкер» Андрея Тарковского в повторном российском прокате

02.11.2018

25 октября синематека «Искусство кино» при поддержке ФГУП киноконцерна «Мосфильм» запустили повторный прокат фильма «Сталкер» Андрея Тарковского. Отреставрированную версию, годом ранее вышедшую в прокат в США, посмотрели уже 10 000 зрителей более чем в десяти городах России.