Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Безусловная условность - Искусство кино

Безусловная условность

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Фестивали фестивалями, а прокатный сезон летних хитов, по мнению Нины Цыркун, открыл фильм-катастрофа Брэда Пейтона «Разлом Сан-Андреас».


Фильмы-катастрофы смотреть чрезвычайно приятно, потому что всегда и наверняка знаешь, чем все закончится, но не знаешь, как. Это и обеспечивает живучесть жанра. Зритель втихомолку радуется своей проницательности и удивляется изощренности мастеров экрана. А еще, конечно, погружается в ситуацию безопасного (для себя) ужаса (теперь интенсифицируемого благодаря технологии 3D), и невольно идентифицируется с главным героем – на этот раз это Дуэйн «Скала» Джонсон, выступающий под именем пилота поисково-спасательного вертолета Рея. «Разлом Сан-Андреас» Брэда Пейтона – классический фильм-катастрофа. Он ладно и тонко аранжирован компонентами, превращающими его из пустой пугалки и страшилки в многослойный кинотекст. Этих основных составляющих три.

San Andreas 2«Разлом Сан-Андреас»

Во-первых, в реальной жизни мы урывками слышим от озабоченных ученых о динамическом процессе изменения земной коры, грозящей глобальными катастрофами: землетрясениями, цунами и т.п. – даже там, где раньше ими и не пахло. Например, предсказывают мощное землетрясение на территории нескольких американских штатов, считавшихся сейсмически безопасными. Но, обосновывая вероятность события, специалисты не готовы точно назвать его дату, в чем и проблема, ставящая огромную часть населения в ситуацию реального житейского саспенса. В фильме эту научную часть освещает сейсмолог Лоуренс Хейс (Пол Джаматти), которого – пока не грянул гром – никто не слушал. В подвале его лаборатории тихо тлеет весь тираж его пионерской книги, посвященной анализу самого крупного трансформного разлома вдоль штата Калифорния, и, что самое важное, – теории предсказания грядущих землетрясений. Наука становится действенной лишь попадая в оборот масс-медиа. Хейса начинают слушать тогда, когда он становится телезвездой, но происходит это уже, увы, постфактум – на фоне картинки рушащихся от девятибалльных толчков небоскребов Лос-Анджелеса и разламывающегося моста Золотых ворот Сан-Франциско.

«Разлом Сан-Андреас», трейлер

Во-вторых, это конкретные люди, через судьбы которых мы, как будто на приборном стекле, наблюдаем, каким образом геологический сдвиг может отразиться на нас самих. Личностные отношения, прослаивающие и держащие сюжет, как обычно бывает в таких случаях, прерывают экшен интерлюдиями выяснения этих отношений. Создатели триллеров, хорроров и фильмов-катастроф, видимо, полагают, что такого рода отступления необходимы для привлечения женской аудитории. Пусть так. А если нет, то привыкший зритель терпеливо (или нетерпеливо) пережидает эти вставки, потому как не за тем он пришел в кинозал, но знает, что без них кино практически не бывает.

Мастерство режиссера проверяется тем, как он выкручивается из этой ситуации. Так вот в «Разломе» удалось рационализировать «балласт». У Брэда Пейтона паузы превращают напряжение в саспенс в буквальном смысле слова – они «подвешивают» действие, заставляя зрителя, затаив дыхание следить за его развитием, попутно получая бонус из курса этики и психологии семейной жизни. На обломках мегаполисов складываются пазлы взаимоотношений Рея и его жены Эммы (Карла Гуджино), подавшей документы на развод; их дочери Блейк (Александра Даддарио) и потенциального отчима Дэниела (Йонан Граффуд), а также Блейк и ее приобретенных в беде друзей, двух братьев-англичан.

И, наконец, третий компонент – социальный подтекст, который в тех или иных пропорциях вообще свойствен американскому кино как, может быть, самому демократичному в мире. Там всегда явно или подспудно присутствует мотив особой бескорыстной надежности тех, кого раньше называли солью соли земли. Лощеный красавчик, знаменитый архитектор Дэниел, богатый как и его высокомерная сестрица (почти карикатурная в этой небольшой роли Кайли Миноуг) – антиподы этих людей и прежде всего профессионального спасателя Рея.

San Andreas 3«Разлом Сан-Андреас»

А Рей весь фильм только и делает, что кого-то спасает. Дуэйн Джонсон не скрывает, что самые трудные трюки выполнял за него дублер, но он тоже делал кое-что: управлял катером и вертолетом, карабкался по скалам, нырял под воду, что, кстати, заметно, потому что многие эпизоды сняты оператором Стивом Йедлином без монтажных склеек. Вообще, хотя такой «вероятностный» фильм с проваливающимися дорогами, грандиозными пожарами, многометровым цунами и складывающимися, как домино, зданиями кажется невозможным создать без компьютерной графики, без зеленого экрана, дорисовки и последующего внутрикадрового конструирования, многие сцены были сняты вживую и на огромной скорости, что придает картине ощущение репортажной достоверности.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве пройдет ретроспектива Сергея Параджанова

27.01.2014

С 28 января по 2 февраля в рамках юбилейной ретроспективы Сергея Параджанова Музей кино покажет его полнометражные фильмы «Андриеш», «Тени забытых предков», «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости» и «Ашик-Кериб», а также короткометражный фильм «Арабески на тему Пиросмани» и два документальных фильма о Параджанове - картину «Бобо» Нарине Мкртчян и Арсена Азатяна и картину Александра Кайдановского «Маэстро: Сергей Параджанов».