Блеф. «Игра на понижение», режиссер Адам МакКей
- Блоги
- Нина Цыркун
«Игра на понижение», основанная на реальных событиях, потрясших Америку, получила пять оскаровских номинаций в основных категориях и на этой неделе выходит в прокат. О картине Адама МакКея – Нина Цыркун.
«Игру на понижение» Адама МакКея с целой линейкой других картин пора выделить в особый жанр – финансовый фильм-катастрофа. Они обычно и начинаются как кино такого рода – смутным ощущением надвигающейся опасности, в которую никто не верит; потом все масштабнее становятся знаки катастрофы, в которую уже поверили, но она неостановима; в финале главные герои воссоединяются и празднуют хэппи-энд, при том что неисчислимые безымянные жертвы выводятся далеко за рамку кадра. Однако то, что однажды случилось как трагедия (или хотя бы драма), спустя время не только повторяется, но в силу своей абсурдности может и вспоминаться как фарс.
«Игра на понижение»
Чтобы донести до несведущего в финансовых делах зрителя эту умонепостижимую абсурдность, в «Игру на понижение», посвященную кризису 2007-2008 годов, вводятся вставки с участием селебритиз.
Прогуляться по этой «улице Сезам» помогает, к примеру, Марго Робби (плавала, знает – в «Волке с Уолл-стрита» снималась!). Лежа в пенной ванне с бокалом шампанского в руке, красавица-актриса объясняет, что игра с облигациями, обеспеченными субстандартными ипотечными кредитами, то есть выданными людям с плохой кредитной историей и низким рейтингом платежеспособности, – чистое фуфло (на присущем действующим лицам языке – shit). Шеф-повар и телеведущий Энтони Бурден делится секретом, как подкладывает рыбу второй свежести в солянку – ровно так, как это делается с проблемными финансовыми активами, чтобы превратить тухлое дело в процветающее. События «Игры на понижение» разворачиваются до начала тех, что описаны в «Маржинальной торговле» (в нашем покате – «Предел риска») Джея Си Чандора, которые как раз начинаются с момента финала «Игры», когда уже вовсю лопались пузыри, приведшие к мировому финансовому кризису. В центре обоих фильмов – ненасытная алчность, выведенная еще в 1987 году Оливером Стоуном в фильме «Уолл-стрит». Но Адам МакКей добавляет к ней еще кое-что, о чем многие в развитом капитализме не догадываются: всеобщее наплевательство и попустительство – ну прямо как в советском фильме «Остановился поезд». Дама в рейтинговом агентстве, к примеру, прямо заявляет, что главное для нее – не оценка клиентских историй, а чтобы клиенты не перебежали к другим. Неслучайно в фильме звучит фраза, услышанная одним из героев в Вашингтоне: «Правда – как поэзия. А большинство людей терпеть не могут долбаную поэзию». И с этим связана коллизия «Игры», опять же напоминающая сюжет Чандора: человека, который реально понимает, что происходит и чем это грозит, никто из тех, от кого зависит развитие ситуации, не желает слушать.
«Игра на понижение», трейлер
В результате в одних только США миллионы людей потеряли не только все свои сбережения, но и работу, и взятые в ипотеку дома. Шуму было много, в подозреваемых великой подставы числились целые коллективы GoldmanSachs, JPMorgan, LehmanBros., MorganStanley, Citibank’а и прочих респектабельных учреждений. В итоге все эти компании благополучно вышли из бизнеса, а кое-кто один сел. Пять лет спустя компетентный автор Майкл Льюис опубликовал документальный отчет о причинах кризиса «Большая игра на понижение. Тайные пружины финансовой катастрофы» и описал нескольких персон, предвидевших крах на рынке ипотеки и решивших на своей прозорливости срубить деньжат. На основе этой книги Чарльз Рэндольф и Адам МакКей написали сценарий – анамнез события, который очевидцы назвали «концом капитализма» и преддверьем средневековья.
«Игра на понижение»
По сюжету первым сигнал неблагополучия на рынке недвижимости почувствовал эксцентричный финансовый менеджер Майкл Берри (Кристиан Бейл), не поленившийся изучить тысячи ипотечных историй. Может, надо было обладать его монокулярным зрением (один глаз у Майкла стеклянный), чтобы сконцентрироваться и увидеть простую вещь: кредиты на жилищное строительство щедрой рукой выдаются нищебродам, будто никто и не думает их вернуть. Соображения Берии разошлись по инфраструктуре, подтолкнув смышленых ребят к игре на понижение на рынке недвижимости против банков. Осознавая, что пострадают те самые миллионы. В числе других вовремя сориентировавшихся игроков двое амбициозных новичков на фондовом рынке – Чарли Геллер (Джон Марго) и Джейми Шипли (Финн Уитрок); чтобы наловить рыбки в изрядно замутившейся воде, они сумели заручиться помощью отошедшего от дел банкира, переквалифицировавшегося в эко-защитника Бена Рикерта (Брэд Питт).
Сомнения морального свойства в этой истории испытывает, пожалуй, только управляющий хедж-фондом Марк Баум (Стив Карелл). У него свой зуб на банки, и это держит интригу фильма, заставляя зрителя гадать – согласится ли Баум вместе сыграть и выиграть с трейдером Джаредом Веннетом (Райан Гослинг).
«Игра на понижение»
Под рукой Адама МакКея Веннет выступает и как дьявол-соблазнитель, и как конферансье, представляющий действующих лиц этой большой постановки жизни. В своем коллаже режиссер перемешивает птичий жаргон биржевиков со светским трепом и эстрадным бла-бла-бла стендапера; перебрасывает действие из стерильных интерьеров банковских офисов в бутафорию Лас-Вегаса или к разделочному столу кухни. Компенсируя отсутствие счастливого финала для незримых масс, он снимает триллер как эксцентрическую комедию. Но поскольку временная дистанция еще очень мала, у этой комедии силен привкус горечи.