Тошнота
- Блоги
- Нина Цыркун
-
Внешне скроенная по модели пьесы Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?», комедия нравов Ясмины Реза «Бог резни» особенно глубоко в психологию персонажей не уходит, оставаясь едким сатирическим шаржем на амбиции и самосознание современного западного среднего класса. Вероятно, Роман Полански выбрал этот материал, досыта наевшись ханжеского морализаторства американцев, которое попортило ему немало крови. Немаловажно и то, что действие пьесы (и, соответственно, фильма) происходит в четырех стенах – ужас клаустрофобии тоже хорошо знаком Полански из-за висящего над ним судебного преследования со стороны американского правосудия и долгосрочного домашнего ареста. Потому он и перенес действие своего фильма из Парижа в Нью-Йорк.
- «Резня» - настоящий подарок абсолютно точно выбранному актерскому ансамблю, где каждый персонаж – живая картина с современной ярмарки тщеславия. Чета Коэнов приходит в бруклинский дом Лонгстритов, чтобы уладить конфликт детей-подростков, в результате которого Закари Коэн выбил пару зубов Этану Лонгстриту. Разбор ситуации, который начинается с предупредительных улыбок и великодушно уступчивых жестов, потихоньку перерастает в брутальную разборку. Первоначально, начиная разведку боем, обе пары действуют как сообщники, но постепенно разбиваются на двойки по гендерному признаку, а потом и каждый из них становится для нас фигурой, в которой борются и не могут найти согласия двойники. Нет, никакой резни не будет, это история бескровная – люди все-таки интеллигентные, да и жанр того не допускает. Но маски сорваны, комплексы обнажены, последние слова сказаны. Пенелопа Лонгстрит (Джоди Фостер), невысоко поднявшаяся по карьерной лестнице, конечно, ненавидит свою работу в книжном магазине, но и стесняется собственного самозванства, когда муж рекомендует ее в качестве писательницы; тем не менее она явно для понтов выкладывает на стол раритет – Каталог выставки Оскара Кокошки 1957 года. Она пишет публицистическую книжку о геноциде в африканском Дарфуре, как выясняется, потому лишь, что дальнего полюбить гораздо проще, чем ближнего. Ее муж Майкл (Джон Си Рейли), торговец сантехникой, чей кумир – образчик мужественности Джон Уэйн, оказывается заурядным подкаблучником. Алан Коэн (Кристофер Вальц) – юрист крупной фармацевтической компании, не отрывающий уха от мобильного, вынужден изворачиваться, чтобы прикрыть грехи работодателя - аморального производителя опасных для здоровья лекарств; он едва справляется с презрением, которое чувствует к хозяевам дома, не столь преуспевшим, как он. Его жена Нэнси (Кейт Уинслет), биржевой брокер, амбициозна и холодно элегантна, как полагается бизнес-леди, но ее гложет чувство вины за то, что она не может дать тепла и внимания единственному сыну. Овладевшая ею тошнота, которая резко снижает ее стерильный статус, становится прямо-таки сартровским выражением ее глубоко скрываемого «нутряного» отношения к миру. Это знаменательно для почерка Полански; при всем своем художественном ясновидении, он испытывает сочувствие к каждому из героев «Резни», заставляя и нас не только смеяться, но и грустить – не о них, конечно; о себе.