Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
«Creative Visions: кино Гонконга». Зуд седьмого года - Искусство кино

«Creative Visions: кино Гонконга». Зуд седьмого года

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Москва стала одним из десяти городов мира, где правительство Гонконга проводит фестиваль «Creative Visions: кино Гонконга» в ознаменование двадцатилетия образования Специального административного района КНР, сохранившего свои автономные права. Нина Цыркун посмотрела два фильма, представленных на фестивале одним из лидеров гонконгского кино Паном Хочуном, – «Любовь в затяжке» и «Любовь без подготовки».


Юмор – одна из самых тонких, национально окрашенных и потому трудно переводимых, а стало быть и сложно воспринимаемых чужаками категорий. В рамках единой цивилизации все еще не так сурово; например, пресловутый английский юмор в России худо-бедно понимают, да и российский юмор более-менее доходит, скажем, до американцев, хоть и не без потерь. Но кросс-цивилизационные различия, как правило, не преодолимы. Может быть, поэтому у нас так мало известны китайские комедии. Пытаясь преодолеть эти барьеры, гонгонгский режиссер Пан Хочун построил сюжет своей комедии «Любовь в затяжке» (Chi ming yu chun kiu, 2010) на теме, общей и понятной для многих миллионов людей со всей планеты, – запрете на курение.

В России к этому запрету отнеслись со всей серьезностью и просто исключили курение из кино (если девушка и берет в рот сигарету в «Притяжении» Бондарчука, то лишь за тем, чтобы не зажигая тут же выбросить). В «Помрачении века» Денни Аркана герой, сидя за канцелярским столом, мечтает о той минуте, когда он с парой собратьев-курильщиков отсмолит сигаретку, прячась как школьник, от бдительных охранников с собакой и рискуя потерять работу, – курить запрещено в пределах мили от офисного здания. У Пан Хочуна эта же необходимость – выбираться из своих косметических салонов или офисов в укромный уголок, чтобы выкурить пару сигарет – сводит Джимми (Шон Юэ) и Чери (Мириам Юн). Этот фильм 2010 года предложил зрителю приятную прогулку по «благоухающей гавани» – теплому, населенному веселыми добродушными людьми городу вместе с этими двоими, между которыми только зарождалась любовь.

Pang Ho cheung 01«Любовь в затяжке»

Потом Пан Хочун поставил сиквел «Любви в затяжке» – «Любовь нагишом». Что там было, сказать не могу, – не видела. Но чувства определенно развивались.

Теперь 44-летний Пан Хочун, пребывая примерно в одной возрастной категории со своими героями, представил завершение трилогии о Джимми и Чери – «Любовь без подготовки» (Chun kiu gau chi ming, 2017), где история в принципе развивается вполне в универсальном ключе. Кризис среднего возраста, совпавший с зудом седьмого года (если впомнить комедию Билли Уайлдера с Мэрилин Монро) – испытание для подуставших друг от друга и совместного житья Джимми и Чери, осложненное появлением посторонних лиц – девушки с породистой собакой и прилетевшей из Канады (конечно, со своими благоприобретенными западными ценностями) крестной Джимми. Отсюда типичные ситуации традиционной комедии положений и вмешательство новейших реалий – вроде выяснения взаимоотношений через соцсети благородной собачонки с невоспитанным псом наших героев или стремления юной крестной немедленно забеременеть с помощью «новейших технологий».

Pang Ho cheung 02«Любовь без подготовки»

Осень на дворе (то есть на экране) придает легкий оттенок грусти повествованию, а кажущийся абсурд оказывается местной нормой – любовные объятия на природе наказываются сорока часами общественных работ. Юмор тоже иной раз вызывает, мягко говоря, смущение. Дело не в шутках на периферии «низа» – это как раз приемлемо в западной норме – но высмевание злосчастного коллеги его сотрудниками находится уже за ее пределами. Такого  рода юмор должно быть основан на коллективистских представлениях нации и недоверии к индивидуализму. Правда, возникает вопрос: не являются ли наша политкорректность или равнодушная вежливость всего лишь ханжеским прикрытием естественного поползновения к неким не очень приличным реакциям? Может быть, простодушные китайцы не считают нужным эти реакции скрывать и таким образом не сублимируют их, как мы, а изживают?

Но интересно, что именно сложность расшифровки иноцивилизационного юмора служит своего рода остранением, помогающим свежим взглядом взглянуть на приевшуюся тему и посмеяться, радуясь тому, что тебе будто бы получилось взломать чужой код.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Национальная безопасность зависит и от культуры

20.07.2015

Институт социологии РАН недавно представил масштабное исследование – «Российское общество в контексте новых реалий». В нем приняли участие 4 тысячи человек. На вопрос, что нужно сделать, чтобы Россия стала великой державой, 39 процентов опрошенных ответили: «Возродить высокий уровень культуры».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).