Другой Гонконг
- Блоги
- Дмитрий Комм
О гонконгских фильмах так называемой третьей категории – гораздо менее известных, чем знаменитые гонконгские боевики, но не менее любопытных и куда более пикантных – рассказывает Дмитрий Комм. Внимание: материал предназначен читателям старше 18 лет.
Для российского зрителя кино Гонконга отождествляется почти исключительно с экшен-фильмами. Это не имеет ничего общего с реальностью, но это так. Начиная с фильмов Брюса Ли и вплоть до картин Джеки Чана, Джона Ву и Цуи Харка, именно фильмы о боевых искусствах, а также гангстерские и полицейские боевики регулярно становились главным экспортным продуктом бывшей британской колонии на Западе. В действительности же, в Гонконге производились и производятся картины всех мыслимых жанров – включая вестерн и giallo – но особенной популярностью пользуются мелодрамы, романтические комедии и... секс-фильмы.
Немецкая афиша к фильму «Дом мечты» (2010)
Гонконг является одним из мировых лидеров по части производства эротических картин. Конечно, его достижения в этой области не идут ни в какое сравнение с успехами Японии, вот уже много лет удерживающей мировое первенство на ниве софт-порно. Однако в пятерку лидеров он точно входит. Дэвид Бордуэлл по этому поводу замечает: «В 1992 году (время наибольшего расцвета кинопроизводства в Гонконге – Д.К.) примерно половина всех произведенных в Гонконге картин представляли собой "категорию III" и выпускались в расчете на местный рынок»[1].
А накануне присоединения к Китаю целая делегация гонконгских кинематографистов отправилась в Пекин, дабы получить от тамошних властей заверения, что всенародно любимая категория III не будет запрещена после 1997 года. (Заверения были получены и фильмы категории III по сей день производятся в Гонконге, правда, в большинстве своем сразу на видео).
Что такое категория III? Это не жанр и не показатель художественного качества (или некачественности), а рейтинг, аналогичный американскому NC-17, запрещающий просмотр фильма зрителям моложе восемнадцати лет. Категория III присваивается не только за откровенные сцены секса, но также за показ экстремального насилия и разнообразных перверсий. Учитывая, что гонконгское кино и так имеет весьма высокий уровень насилия и секса, создателям картины нужно произвести на свет что-то совсем уж скандальное, чтобы получить данный рейтинг. Категория III была учреждена правительством Гонконга в 1988 году, и первым фильмом, удостоившимся этого рейтинга в тамошнем прокате, стало «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.
Разумеется, секс-фильмы и эксплойтейшн производились в Гонконге и до 1988 года. Можно вспомнить картину классика гонконгского эксплойтейшн Му Тунфея «Потерянные души» (1980) – настоящую вакханалию секса и садизма, закрученную вокруг судьбы группы беженцев из Китая, попавших в руки жестоких гангстеров и претерпевающих все надругательства, которые только может породить человеческая фантазия. (Впоследствии режиссер продолжил тему фильмами «Люди за солнцем» и «Черное солнце», посвященными злодеяниям японцев в оккупированном Китае и включавшими многочисленные шоковые сцены, вроде снятого на пленку настоящего вскрытия трупа молодой женщины.)
Куда более утонченной была (вопреки названию) лента «Извращенная страсть» (1985). Снятая режиссером-ветераном Ян Чуанем в традициях гламурной французской «Эммануэли», она повествовала о манекенщице Тине, ради денег вышедшей замуж за преуспевающего политика и только после этого обнаружившей, что ее новоиспеченный муж имеет весьма странные сексуальные вкусы.
Секс с невидимкой в фильме «Вечное зло Азии» (1995)
Любопытно, что обе эти картины – «Потерянные души» и «Извращенная страсть» – были произведены крупнейшей гонконгской киностудией ShawBrothers, имели очень неплохие по тамошним меркам бюджеты и прокатывались в мейнстримовых кинотеатрах. Однако до 1988 года прокатчики не слишком охотно брали такого рода фильмы, поскольку никаких рейтингов в Гонконге не существовало, и все смотрели все. Введение рейтинговой системы, включая категорию III, не только не повредило развитию эксплойтейшн, но напротив – стимулировало его. Здесь сказалось существенное различие между американской и гонконгской киноиндустриями. В США рейтинг NC-17 – это фактически приговор фильму, гарантия провала, поскольку большинство зрителей в Штатах – тинейджеры. В Гонконге основную массу кинозрителей составляют молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, а потому категория III оказалась исключительно выгодной и востребованной публикой. После ее учреждения прокатчики могли уже не бояться претензий от ревнителей нравственности: поставив на афишу значок III, можно было крутить картину с утра до ночи.
Постер к фильму «Обнаженный киллер» (1993)
Так начинается бум на фильмы категории III. В середине 90-х – это самый многочисленный и коммерчески успешный пласт гонконгских фильмов. В некоторые годы производится более ста картин с этим рейтингом, во всех жанрах и направлениях. Какие-то из этих картин являлись откровенным трэшем, другие имели весьма высокое производственное и художественное качество. Дэррел Дэвис и Е Юэй в статье «Осторожно: категория III» приводят следующие данные по кинопрокату Гонконга в 90-е годы:
Year Total Cat III
1990 1294 524 (40,5%)
1991 1337 563 (42 %)
1992 1190 473 (39%)
1993 1083 503 (46%)
1994 879 391 (44,4%)
1995 1807 697 (38%)
1996 761 298 (39%)
1997 867 376 (43%)
1998 963 450 (47%)
1999 640 303 (47%)
Авторы подчеркивают, что эти данные касаются не только фильмов, произведенных в Гонконге, но всех картин, выходивших в гонконгский кино- или видеопрокат[2].
Первым суперхитом категории III стал эротический триллер под названием... PrettyWoman(1991), собравший в прокате более 30 миллионов гонконгских долларов и катапультировавший малоизвестную актрису Веронику Ип в статус кинозвезды. С этого момента производство фильмов категории III становится респектабельной, хорошо организованной отраслью. Инвесторы стоят в очереди, чтобы вложить деньги в картины этого рода. В категории III снимаются звезды: так, Лесли Чун сыграл режиссера порнофильмов в ленте «Вива, эротика!» (реж. Дерек И, 1996), а нынешняя суперзвезда гонконгского кино Шу Ци, обладательница всех мыслимых кинематографических наград в Гонконге и на Тайване, сделала себе имя съемками в эротических картинах. Другой популярный гонконский актер Саймон Ям снялся примерно в двух дюжинах фильмов категории Ш, самым знаменитым из которых является триллер «Обнаженный убийца» (реж. Кларенс Фок, 1993), повествующий о банде наемных киллерш-лесбиянок, отрезающих половые органы своим жертвам. Этот эффектно и изобретательно сделанный фильм, обретший культовую славу в Европе и США, содержит не только откровенные эротические эпизоды и жестокие сцены насилия, но еще и юмор за гранью добра и зла. Например, в одной из сцен полицейский инспектор по ошибке кладет в свой хот-дог отстреленный пенис одной из жертв и, с аппетитом поедая его, удивляется: «Почему сосиска такая холодная?»
К категории Ш относятся такие знаменитые фильмы, как «Искушение монаха» Клары Ло, «Счастливы вместе» Вонг Карвая, «Дом мечты» Пан Хочуна. Будущий создатель трилогии InfernalAffair Эндрю Лау дебютировал в кино триллером категории III «Изнасилованная ангелом – 2». Даже Джеки Чан умудрился засветиться в фильме категории III «Остров в огне» (правда, получившем эту классификацию не за секс, а за чрезмерную жестокость).
«Дом мечты» (2010)
Изрядная часть фильмов категории III – это триллеры и хорроры. Но есть и чисто эротические картины. Самой знаментой здесь является франшиза «Секс и дзен» – своего рода китайский «Декамерон», основанный на классическом старинном романе «Циновка для телесных молитв». Главный герой, похотливый школяр, обзавелся путем сложной хирургической операции пенисом жеребца – и соответствующими повадками. Начальный фильм данной франшизы был произведен в 1991 году, а последний на сегодня – в 2011, причем эта лента (под названием «Секс и дзен: экстремальный экстаз») стала первым эротическим фильмом, снятым в технологии 3D. Что в свою очередь побудило Такеси Китано заявить: «Формат 3D годится только для съемок секс-фильмов!»
Но лучшим фильмом категории III последних лет оказался не «Секс и дзен 3D», а лента писателя и режиссера Пан Хочуна «Дом мечты», снятая в 2010 году. В прошлом автор бестселлера Fulltime Killer (экранизированного Джонни То), Пан Хочун, переквалифицировавшись в режиссера, обнаружил пристрастие к черному юмору, гротеску и сатире. Героиня «Дома мечты» - банковский клерк, который, как Акакий Акакиевич о шинели, мечтает о том, чтобы купить квартиру в престижном доме на набережной Виктории. Ради этого она годами работает на трех работах, не отдыхает, отказывает себе во всем, включая личную жизнь, а по ходу действия фактически убивает своего отца, не желая платить за его дорогостоящую операцию. Наконец, необходимая сумма набрана, первый взнос внесен, – но тут случается экономический кризис. Цены на квартиры взлетают до небес, и у героини фильма сносит крышу. Она отправляется в этот дом и совершает там массовое убийство, садистским образом истребляя жильцов в соседних квартирах – дабы снизить цену на эту недвижимость. «Дом мечты» – гибрид фильма ужасов и сатирической комедии, а также лучший фильм на тему недавнего экономического кризиса, который будет актуален где угодно – в Нью-Йорке, в Москве или в Токио.
Истории про безумцев и безумства вообще фирменный бренд фильмов категории III. Когда актер и режиссер Энтони Вонг завоевал приз гонконгской киноакадемии за лучшую главную роль, сыграв в гиперсадистском триллере «Нерассказанная история» (реж. Герман Яу, 1993) психопата-убийцу, делающего из трупов мясной фарш для блюд в своем ресторане, респектабилизация категории III была завершена. Сам Энтони Вонг, ныне один из популярнейших актеров Гонконга, прокомментировал свой успех следующим образом: «Все жители Гонконга – сумасшедшие. Просто одни в большей степени, другие в меньшей. Я – в большей».
Энтони Вонг в фильме «Нерассказанная история» (1993)
Но дело, разумеется, не в безумии. Азиаты в принципе не отличаются особым ханжеством, а уж жителей открытого мегаполиса, находящегося более полутора веков на перекрестке цивилизаций, вообще трудно чем-либо удивить; в Гонконге даже поп-концерты могут содержать музыкальные номера, поставленные как оргии, коллективные совокупления во всех возможных комбинациях и позах из камасутры. Вызывающая зависть терпимость и открытость гонконгцев засвидетельствована почти всеми исследователями тамошней культуры. Касательно фильмов категории III Дэррел Дэвис и Е Юэй замечают: «Несмотря на предостерегающий рейтинг, не существует никакой сегрегации в кинотеатрах и видеопрокатах между этими фильмами и «пристойной» продукцией. «Секс и дзен – 3» стоит прямо на той же полке, что и фильм Джеки Чана «Мистер Крутой»[3].
[1] David Bordwell. “Planet Hong Kong”. // Harvard University Press, 2001. P.128
[2] Film Quarterly. Vol. no.54. Issue no. 4, page 12.
[3] Ibid. Page 13.