Другой Гонконг

  • Блоги
  • Дмитрий Комм

О гонконгских фильмах так называемой третьей категории – гораздо менее известных, чем знаменитые гонконгские боевики, но не менее любопытных и куда более пикантных – рассказывает Дмитрий Комм. Внимание: материал предназначен читателям старше 18 лет.

Для российского зрителя кино Гонконга отождествляется почти исключительно с экшен-фильмами. Это не имеет ничего общего с реальностью, но это так. Начиная с фильмов Брюса Ли и вплоть до картин Джеки Чана, Джона Ву и Цуи Харка, именно фильмы о боевых искусствах, а также гангстерские и полицейские боевики регулярно становились главным экспортным продуктом бывшей британской колонии на Западе. В действительности же, в Гонконге производились и производятся картины всех мыслимых жанров – включая вестерн и giallo – но особенной популярностью пользуются мелодрамы, романтические комедии и... секс-фильмы.

komm2-DreamHome German
Немецкая афиша к фильму «Дом мечты» (2010)

Гонконг является одним из мировых лидеров по части производства эротических картин. Конечно, его достижения в этой области не идут ни в какое сравнение с успехами Японии, вот уже много лет удерживающей мировое первенство на ниве софт-порно. Однако в пятерку лидеров он точно входит. Дэвид Бордуэлл по этому поводу замечает: «В 1992 году (время наибольшего расцвета кинопроизводства в Гонконге – Д.К.) примерно половина всех произведенных в Гонконге картин представляли собой "категорию III" и выпускались в расчете на местный рынок»[1].

А накануне присоединения к Китаю целая делегация гонконгских кинематографистов отправилась в Пекин, дабы получить от тамошних властей заверения, что всенародно любимая категория III не будет запрещена после 1997 года. (Заверения были получены и фильмы категории III по сей день производятся в Гонконге, правда, в большинстве своем сразу на видео).

Что такое категория III? Это не жанр и не показатель художественного качества (или некачественности), а рейтинг, аналогичный американскому NC-17, запрещающий просмотр фильма зрителям моложе восемнадцати лет. Категория III присваивается не только за откровенные сцены секса, но также за показ экстремального насилия и разнообразных перверсий. Учитывая, что гонконгское кино и так имеет весьма высокий уровень насилия и секса, создателям картины нужно произвести на свет что-то совсем уж скандальное, чтобы получить данный рейтинг. Категория III была учреждена правительством Гонконга в 1988 году, и первым фильмом, удостоившимся этого рейтинга в тамошнем прокате, стало «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.

Разумеется, секс-фильмы и эксплойтейшн производились в Гонконге и до 1988 года. Можно вспомнить картину классика гонконгского эксплойтейшн Му Тунфея «Потерянные души» (1980) – настоящую вакханалию секса и садизма, закрученную вокруг судьбы группы беженцев из Китая, попавших в руки жестоких гангстеров и претерпевающих все надругательства, которые только может породить человеческая фантазия. (Впоследствии режиссер продолжил тему фильмами «Люди за солнцем» и «Черное солнце», посвященными злодеяниям японцев в оккупированном Китае и включавшими многочисленные шоковые сцены, вроде снятого на пленку настоящего вскрытия трупа молодой женщины.)

Куда более утонченной была (вопреки названию) лента «Извращенная страсть» (1985). Снятая режиссером-ветераном Ян Чуанем в традициях гламурной французской «Эммануэли», она повествовала о манекенщице Тине, ради денег вышедшей замуж за преуспевающего политика и только после этого обнаружившей, что ее новоиспеченный муж имеет весьма странные сексуальные вкусы.

komm2-EternalEvilofAsia
Секс с невидимкой в фильме «Вечное зло Азии» (1995)

Любопытно, что обе эти картины – «Потерянные души» и «Извращенная страсть» – были произведены крупнейшей гонконгской киностудией ShawBrothers, имели очень неплохие по тамошним меркам бюджеты и прокатывались в мейнстримовых кинотеатрах. Однако до 1988 года прокатчики не слишком охотно брали такого рода фильмы, поскольку никаких рейтингов в Гонконге не существовало, и все смотрели все. Введение рейтинговой системы, включая категорию III, не только не повредило развитию эксплойтейшн, но напротив – стимулировало его. Здесь сказалось существенное различие между американской и гонконгской киноиндустриями. В США рейтинг NC-17 – это фактически приговор фильму, гарантия провала, поскольку большинство зрителей в Штатах – тинейджеры. В Гонконге основную массу кинозрителей составляют молодые люди в возрасте от 17 до 30 лет, а потому категория III оказалась исключительно выгодной и востребованной публикой. После ее учреждения прокатчики могли уже не бояться претензий от ревнителей нравственности: поставив на афишу значок III, можно было крутить картину с утра до ночи.

komm2-Naked-Killer-1
Постер к фильму «Обнаженный киллер» (1993)

Так начинается бум на фильмы категории III. В середине 90-х – это самый многочисленный и коммерчески успешный пласт гонконгских фильмов. В некоторые годы производится более ста картин с этим рейтингом, во всех жанрах и направлениях. Какие-то из этих картин являлись откровенным трэшем, другие имели весьма высокое производственное и художественное качество. Дэррел Дэвис и Е Юэй в статье «Осторожно: категория III» приводят следующие данные по кинопрокату Гонконга в 90-е годы:

Year    Total   Cat III

1990   1294   524 (40,5%)
1991   1337   563 (42 %)
1992   1190   473 (39%)
1993   1083   503 (46%)
1994     879   391 (44,4%)
1995   1807   697 (38%)
1996     761   298 (39%)
1997     867   376 (43%)
1998     963   450 (47%)
1999     640   303 (47%)

Авторы подчеркивают, что эти данные касаются не только фильмов, произведенных в Гонконге, но всех картин, выходивших в гонконгский кино- или видеопрокат[2].

Первым суперхитом категории III стал эротический триллер под названием... PrettyWoman(1991), собравший в прокате более 30 миллионов гонконгских долларов и катапультировавший малоизвестную актрису Веронику Ип в статус кинозвезды. С этого момента производство фильмов категории III становится респектабельной, хорошо организованной отраслью. Инвесторы стоят в очереди, чтобы вложить деньги в картины этого рода. В категории III снимаются звезды: так, Лесли Чун сыграл режиссера порнофильмов в ленте «Вива, эротика!» (реж. Дерек И, 1996), а нынешняя суперзвезда гонконгского кино Шу Ци, обладательница всех мыслимых кинематографических наград в Гонконге и на Тайване, сделала себе имя съемками в эротических картинах. Другой популярный гонконский актер Саймон Ям снялся примерно в двух дюжинах фильмов категории Ш, самым знаменитым из которых является триллер «Обнаженный убийца» (реж. Кларенс Фок, 1993), повествующий о банде наемных киллерш-лесбиянок, отрезающих половые органы своим жертвам. Этот эффектно и изобретательно сделанный фильм, обретший культовую славу в Европе и США, содержит не только откровенные эротические эпизоды и жестокие сцены насилия, но еще и юмор за гранью добра и зла. Например, в одной из сцен полицейский инспектор по ошибке кладет в свой хот-дог отстреленный пенис одной из жертв и, с аппетитом поедая его, удивляется: «Почему сосиска такая холодная?»

К категории Ш относятся такие знаменитые фильмы, как «Искушение монаха» Клары Ло, «Счастливы вместе» Вонг Карвая, «Дом мечты» Пан Хочуна. Будущий создатель трилогии InfernalAffair Эндрю Лау дебютировал в кино триллером категории III «Изнасилованная ангелом – 2». Даже Джеки Чан умудрился засветиться в фильме категории III «Остров в огне» (правда, получившем эту классификацию не за секс, а за чрезмерную жестокость).

komm2-DreamHome1
«Дом мечты» (2010)

Изрядная часть фильмов категории III – это триллеры и хорроры. Но есть и чисто эротические картины. Самой знаментой здесь является франшиза «Секс и дзен» – своего рода китайский «Декамерон», основанный на классическом старинном романе «Циновка для телесных молитв». Главный герой, похотливый школяр, обзавелся путем сложной хирургической операции пенисом жеребца – и соответствующими повадками. Начальный фильм данной франшизы был произведен в 1991 году, а последний на сегодня – в 2011, причем эта лента (под названием «Секс и дзен: экстремальный экстаз») стала первым эротическим фильмом, снятым в технологии 3D. Что в свою очередь побудило Такеси Китано заявить: «Формат 3D годится только для съемок секс-фильмов!»

Но лучшим фильмом категории III последних лет оказался не «Секс и дзен 3D», а лента писателя и режиссера Пан Хочуна «Дом мечты», снятая в 2010 году. В прошлом автор бестселлера Fulltime Killer (экранизированного Джонни То), Пан Хочун, переквалифицировавшись в режиссера, обнаружил пристрастие к черному юмору, гротеску и сатире. Героиня «Дома мечты» - банковский клерк, который, как Акакий Акакиевич о шинели, мечтает о том, чтобы купить квартиру в престижном доме на набережной Виктории. Ради этого она годами работает на трех работах, не отдыхает, отказывает себе во всем, включая личную жизнь, а по ходу действия фактически убивает своего отца, не желая платить за его дорогостоящую операцию. Наконец, необходимая сумма набрана, первый взнос внесен, – но тут случается экономический кризис. Цены на квартиры взлетают до небес, и у героини фильма сносит крышу. Она отправляется в этот дом и совершает там массовое убийство, садистским образом истребляя жильцов в соседних квартирах – дабы снизить цену на эту недвижимость. «Дом мечты» – гибрид фильма ужасов и сатирической комедии, а также лучший фильм на тему недавнего экономического кризиса, который будет актуален где угодно – в Нью-Йорке, в Москве или в Токио.

Истории про безумцев и безумства вообще фирменный бренд фильмов категории III. Когда актер и режиссер Энтони Вонг завоевал приз гонконгской киноакадемии за лучшую главную роль, сыграв в гиперсадистском триллере «Нерассказанная история» (реж. Герман Яу, 1993) психопата-убийцу, делающего из трупов мясной фарш для блюд в своем ресторане, респектабилизация категории III была завершена. Сам Энтони Вонг, ныне один из популярнейших актеров Гонконга, прокомментировал свой успех следующим образом: «Все жители Гонконга – сумасшедшие. Просто одни в большей степени, другие в меньшей. Я – в большей».

komm2-UntoldStory
Энтони Вонг в фильме «Нерассказанная история» (1993) 

Но дело, разумеется, не в безумии. Азиаты в принципе не отличаются особым ханжеством, а уж жителей открытого мегаполиса, находящегося более полутора веков на перекрестке цивилизаций, вообще трудно чем-либо удивить; в Гонконге даже поп-концерты могут содержать музыкальные номера, поставленные как оргии, коллективные совокупления во всех возможных комбинациях и позах из камасутры. Вызывающая зависть терпимость и открытость гонконгцев засвидетельствована почти всеми исследователями тамошней культуры. Касательно фильмов категории III Дэррел Дэвис и Е Юэй замечают: «Несмотря на предостерегающий рейтинг, не существует никакой сегрегации в кинотеатрах и видеопрокатах между этими фильмами и «пристойной» продукцией. «Секс и дзен – 3» стоит прямо на той же полке, что и фильм Джеки Чана «Мистер Крутой»[3].

 

[1] David Bordwell. “Planet Hong Kong”. // Harvard University Press, 2001. P.128

[2] Film Quarterly. Vol. no.54. Issue no. 4, page 12.

[3] Ibid. Page 13.

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Иди и смотри

Колонка главного редактора

Иди и смотри

11.08.2011

Глава МВД России Рашид Нургалиев расстроен тем, что отечественная молодежь не ту музыку слушает и не те книги читает. Его очень печалит, что наши юноши и девушки напрочь игнорируют романсы и вальсы... А вот известного культуролога Даниила Дондурея пугает запоздалость прозрений министра.

Новости

Главным редактором журнала «Искусство кино» стал Антон Долин

10.06.2017

Главным редактором журнала "Искусство кино" стал кинокритик Антон Долин. Об этом сегодня в Сочи на фестивале "Кинотавр" объявила заместитель главного редактора Нина Зархи.