Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Джим Джармуш и Вим Вендерс: так далеко, так близко - Искусство кино

Джим Джармуш и Вим Вендерс: так далеко, так близко

  • Блоги
  • Сергей Дешин

22 января Джиму Джармушу исполняется 60. Сергей Дешин сравнивает путь, пройденный юбиляром, с опытом его учителя и старшего товарища – Вима Вендерса.


В фильме Джармуша «Более странно, чем рай» один из героев с какой-то горечью произносил: «Странная штука: приезжаешь в другой город, а как будто никуда и не уезжал». (– «Не валяй дурака», – отвечал ему второй.) В этой жалобе можно расслышать сходство с репликой из вендерсовской «Алисы в городах»: «Иногда мне кажется, что на следующий день я приеду сюда же». Бодлер считал, что «путешествия нас не меняют». На первый взгляд, и Вендерс, и Джармуш согласны со словами поэта. Однако более внимательное рассмотрение показывает, что согласен с Бодлером только Джим Джармуш.

Так близко

Вим Вендерс и Джим Джармуш оба участвовали в альманахе «На десять минут старше: труба» (2002). Что такое десять минут у Вендерса? Десять минут, которые решают судьбу. У Джармуша? Ничего, всего лишь перекур под прелюдию Баха.

Вендерс и Джармуш. Один – несостоявшийся художник, второй – несостоявшийся поэт и музыкант. Обоим указал дорогу Париж, ставший для каждого из них своим «Вавилоном»[1]. Для обоих режиссура оказалась так привлекательна, потому что стала синтезом многих увлечений сразу. Оба – паломники французской «Синематеки» и поклонники житейских притч Ясудзиро Одзу (Вендерс сделал посвящение японцу в своем главном фильме «Небо над Берлином», Джармуш именем Одзу нарек одну из лошадей, приносящих героям удачу, в «Более странно, чем рай»). Оба стали классиками при жизни, сняв каждый по культовому фильму (соответственно «Небо…» и «Мертвец»).

jarmusch-DeadMan
«Мертвец»

Оба – творцы в жанре роуд-муви, певцы и короли дороги. Оба приложились к созданию мифа о странной, незнакомой Америке с ее пустыми мотелями и бесконечными дорогами. «Поэтическое созерцание выше философии», – писал Сартр. В документальном фильме «Токио-га» Вендерс бросает, любуясь небом в иллюминаторе самолета: «Мне думалось, вот бы научиться снимать, как будто открываешь глаза, смотришь на мир, ничего не стараясь доказать». В этой фразе весь ранний Вендерс. Да и Джармуш, пожалуй, тоже.

Для обоих самой главной музой всегда была музыка. Их фильмы рождались из мелодий Боба Дилана и криков Джей Хоукинса. Свой будущий принцип съемки, еще не догадываясь о существовании Одзу, фильма Вендерс разглядел на конвертах пластинок Kinks: «снимать людей фронтально, статичной камерой, сохраняя при этом определенную дистанцию». Первая (утерянная) короткометражка Джармуша была целиком снята под музыку Генри Коуэлла. «Сначала была музыка» – таким неслучайным эпиграфом начинается книга Вендерса «Логика изображения». Вендерс вырос на роке, Джармуш – в клубе CBGB, родине панка и будущей «новой волны».

Джон Лури и Боно, Том Уэйтс и Ник Кейв, Джо Страммер и Лу Рид, скромный барабанщик Ричард Эдсон и великий Чак Берри, американские хипхоперы RZA, эфиоп Mulatu Astatke и португальцы Madredeus, – все они принимали участие в создании фильмов не только как авторы саундтреков, но и как актеры, а порой – и как соавторы сценариев. Мы все еще слышим звуки их гитар: невозможно представить «Париж, Техас» без затягивающей гитары Рэй Кудера или «Мертвеца» без запилов Нила Янга. В знак почтения к музыкантам каждый снял по целому фильму: Вендерс – «Клуб Буэна Виста», Джармуш – «Год лошади».

jarmusch-waits
Джим Джармуш и Том Уэйтс

Оба сыграли в фильме Мики Каурисмяки «Неаполь – всю ночь напролет» (1987). Кроме Ника Рэя и совместной «Молнии над водой» Вендерса и Джармуша объединяет общий оператор (великий Робби Мюллер, снявший 11 фильмов для Вендерса и 6 для Джармуша) и французский режиссер Клер Дени (работала в начале своей карьеры ассистентом на фильме «Париж, Техас» и спустя два года – на «Вне закона»). Оба почитали старика Сэма Фуллера.

wenders-in-helsink-napolii
Вим Вендерс (слева) в фильме «Неаполь – всю ночь напролет»

Наконец, продюсерская компания Вендерса имела частичное отношение к созданию второго полнометражного фильма Джармуша «Более странно, чем рай»[2]. Каннский фестиваль 1984 года. На церемониях награждения присутствуют Вендерс и Джармуш. В руках одного – «Золотая пальмовая ветвь», в руках второго – «Золотая камера» за дебют. Все логично. Мастер и дебютант. Учитель и ученик.

Так далеко

Сын туманной Германии, ВВ долго менялся и со временем изменился совершенно. После «Неба над Берлином» встал в позу пророка и сменил сонное безразличие и чистоту «взгляда туриста» на прямой, иногда даже кондовый политический дискурс. Можно сказать – «проснулся». Так появились фильмы «Так далеко, так близко», «Конец насилия», «Земля изобилия», не принятые, кажется, никем. Вендерс организовал европейский аналог «Оскара» – киноакадемию «Феликс» и на десять лет стал ее почетным председателем. Возглавлял жюри различных фестивалей, в том числе Каннского (1989) и Венецианского (2008). На протяжении многих лет ВВ в одном лице – политик, профессор Сорбонны, миссионер, рекламщик.

wenders-
Вим Вендерс

При этом, что на первый взгляд удивительно, он продолжает много снимать, практически по фильму в год, игровому или документальному, не пропуская ни одного сколько-то крупного киноальманаха. Приверженец Вертова, он на деле утверждает постулат: «Просто возьми и снимай!». В «Положении вещей» Вендерс убивает главного героя фильма – режиссера Фридриха Мунро (Friedrich Munro). Тот умирает, но в его руках остается включенная кинокамера. Через 12 лет Вендерс снимет вольное продолжение под названием «Лиссабонская история», где Munro удивительным образом воскреснет (кто еще рискнет отрицать, что Вендерс сказочник?) и первыми его словами, конечно, будут: «Да здравствует Дзига Вертов!»

Видимо, именно вертовский дух (как и бартовская мания запечатлевать «работу смерти») и привел ВВ к тому состоянию, в котором он сейчас находится, к моменту «Съемок в Палермо».

wenders-alice1
«Алиса в городах»

В отличие от Вендерса, Джармуш лекций категорически не читает. «Это было бы просто смешно», – отвечает он в таких случаях. От предложений возглавить фестивальные жюри – отказывается. На просьбы посоветовать, какой город посетить, отвечает: «Откуда мне знать? Я не уполномочен давать советы – что-то понимать начинаешь только в процессе». Все так же и сидит у себя на Манхэттене, медитирует и бренчит на гитаре. Элли в «Бессрочных каникулах» говорит: «Некоторые люди отвлекают себя всякими амбициями и мотивациями на поприще работы. Но это не для меня». И не для Джармуша.

jarmusch-permanent vacation
«Бессрочные каникулы»

В 1984 году, только прославившись, Джармуш сразу дал понять, кто он такой, подряд отказавшись от всех голливудских предложений. Объяснение: «Потому что я хочу сам решать, что мне делать, и не хочу опережать события. В этой ситуации есть смысл держать процесс под контролем и делать то, что я делаю, а не кидаться сломя голову в студийное кино, которое меня пока что не интересует». От многострадальных продюсерских конфликтов (вспомним опрометчивое сотрудничество Вендерса с Копполой на фильме «Хэммет») терпеливый Джармуш заведомо себя обезопасил. Помогла, впрочем, не только принципиальность, но и – не менее важно – кассовый успех «Более странно, чем рай». Провались фильм в прокате, быть может, сегодня и не было бы того Джима Джармуша, каким мы его знаем.

Успех фильма «Рая» и еще тот факт, что Джармушу принадлежали все права на фильм, дали ему большую фору перед многими режиссерами его поколения. Вспомним хотя бы, чем занимался в то же самое время в Голливуде 80-х Андрей Кончаловский. Еще Франсуа Трюффо завещал каждому режиссеру обзаводиться собственной кинокомпанией. Джармуш стал одним из немногих, если не единственным, американским режиссером, владеющим продюсерскими правами на свои фильмы.

И до сих пор, спустя почти тридцать лет, он остается верен себе. Все так же независим и непреклонен, как и в те далекие времена манхэттеновского no-wave. Снимает так же неторопливо, как течение его фильмов, как походка его героев[3].

Тем не менее, говорить в наше время о независимости фигуры Джима Джармуша уже не так актуально, как в 80-е или в 90-е. Мало ли сейчас независимых авторов, владеющих всеми правами на свои фильмы? И Джармуш, и Вендерс, как и все другие режиссеры первой синефильской волны, уже просто не признанные культурные герои, а своеобразные константы культа. Ни убавить, ни прибавить. Поэтому новых фильмов Вендерса уже давно никто не ждет, а «выживающих любовников» Джармуша ожидают не столько прежние его поклонники, сколько новое поколение киноманов, которое и знать не знает о том, что когда-то этот режиссер был настоящим гуру радикального независимого кино.

jarmusch-jim

[1] В финале "Бессрочных каникул" главный герой фильма Элли, перед тем как сесть на корабль и отправиться в Париж,  встречает французского денди, который сам только что приехал в Нью-Йорк из Парижа. Перекинувшись парой фраз и показав друг другу свои татуировки,  они обмениваются мыслями, что для каждого из них новый город «станет своим Вавилоном».

[2] Самая известная «совместная» история Вендерса и Джармуша – это история с кино пленкой, на которую Джармуш снял 30-минутную к/м «Более странно, чем рай» (в итоговой версии фильм называется «Новый свет»). В 1982 году у Вендерса после съемок фильма «Положение вещей» осталась неиспользованная пленка, и он предложил ее Джармушу. Но только предложил, а в руки Джармуша пленку передал продюсер Вендерса Крис Северник. Когда же Джармуш решил сделать из истории полнометражный фильм, компания Вендерса «Грей-Сити» не смогла профинансировать фильм. Вендерс в то время искал средства на съемки собственного «Париж, Техас». Чтобы найти другого продюсера, Джармуш должен был сперва выкупить пленку у компании Вендерса. Таких денег у Джармуша, разумеется, не было. Тогда в игру вошел один человек, которого в этой истории редко кто вспоминает и мало кто знает, но именно он сыграл, возможно, ключевую роль в тогдашней судьбе Джармуша. Это был Пол Бартелл, независимый режиссер («Поедая Рауля», «Страсть в пыли») из клана Роджера Кормана. Джармуш рассказывал: «Полу очень понравилась первая часть, он с удовольствием выступил бы в роли продюсера полнометражной версии, но тоже не смог найти достаточно денег. И тогда он одолжил мне сумму, которую было необходимо выплатить компании Вендерса, причем одолжил как другу – без процентов, не преследуя ни какой выгоды. Просто дал мне пятнадцать тысяч долларов. В финальных титрах фильма я выражаю ему благодарность – кстати, я до сих пор не уверен, что он об этом знает. В сущности, он был сопродюсером этого фильма, без его помощи я не смог бы продолжить работу». Сам Бартелл мотивировал свой добрый жест очень просто. В то время он сам долго боролся за статус независимого режиссера, и когда он его добился, то решил кому-нибудь помочь на этом пути. И встретил Джармуша. Фильм «Более странно, чем рай» в итоге финансировали немецкое телевидение, компания ZDF и продюссер Отто Грокенберг, с которым Джармуш сотрудничал и в дальнейшем. В фильме «Ночь на Земле» у немецкого таксиста будет фамилия, верно, Грокенберг.

[3] Хотя, похоже, он перестал бояться снимать только своих друзей. В «Сломанных цветах» и «Пределах контроля» больше звезд, чем друзей-музыкантов. Такая же ситуация складывается и в новом вампирском проекте «Выживут только любовники». До сих пор неизвестно, будет ли в актерском составе голландский композитор-минималист и лютнист Джозеф Ван Виссем, с которым Джармуш не так давно записал совместный альбом.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Москве стартует West Wind

15.10.2014

В Москве c 15 по 19 октября пройдет фестиваль нового европейского кино West Wind.