Говорит и показывает Амстердам
- Блоги
- Анна Прийдак
Кто несет ответственность за мировой кризис? В чем слабые места современного образования? Чем живет документальный кинематограф Южно-Восточной Азии? Почему в России опять культ Иосифа Сталина и что творится в Сочи? Проходящий с 20 ноября по 1 декабря в Амстердаме международный фестиваль документального кино (IDFA) пытается дать ответы на эти вопросы. Фестиваль уже известен российской публике, поскольку в марте был гостем Москвы в рамках перекрестного года России – Нидерландов. Анна Прийдак посетила один из дней форума, чтобы увидеть две важных премьеры и принять участие в их обсуждении.
Бремя белого человека
Особенность Международного фестиваля документального кино (International Documentary Film Festival Amsterdam, сокращенно IDFA) состоит в том, что он служит, по замыслу его основательницы Алли Деркс, не только местом просмотра и распространения документалистики, но и площадкой для дискуссий. Именно вопрос, появится ли у рядового зрителя желание обсуждать фильм, – ключевой при отборе. Согласно этому критерию, как минимум с двумя фильмами, показанными 23 ноября в одном из старейших амстердамских кинотеатров «Тушински», организаторы фестиваля не ошиблись: желающих поделиться своим мнением среди публики оказалось действительно много.
«Хозяин Вселенной» (Master of the Universe, Германия-Австрия, 2013) снят 29-летним Марком Баудером (Marc Bauder) и уже был признан лучшим фильмом в категории «Неделя критики» на международном кинофестивале в швейцарском городе Локарно. В центре ленты – закулисная жизнь международных банков. Главный герой – Райнер Фос (Rainer Voss), бывший инвестиционный банкир, нормой прибыли для которого до увольнения в 2008 г. было несколько миллионов евро в день. Слоняясь по пустующему зданию банка в центре Франкфурта, которое могло бы находиться в Цюрихе или Шанхае, он сдержанно, но подробно отвечает на вопросы режиссера. Фос сразу дает понять, что на абсолютную откровенность с его стороны рассчитывать не стоит, поскольку существуют юридические ограничения, наложенные последним работадателем, да и детали личной жизни должны остаться за рамками обсуждения. Однако некоторая недосказанность с его стороны не только не портит ленту, но даже придает ей дополнительную глубину. Фос убежден, что финансовые кризисы, как и робкие варианты их решений (вроде посадки нескольких демонизированных при помощи СМИ банкиров) будут повторяться, поскольку вряд ли власти признают несостоятельной мировую финансовую систему. Также не стоит ожидать реформ и от самих банкиров, живущих по собственной, кажущейся им выверенной и логичной модели бытия.
«Хозяин Вселенной»
Будущее финансового мира – первая линия фильма. Вторая – это жизнь самих финансистов. Те, кто стремятся присоединиться к этому богатому сообществу, могут получить полезные рецепты, главный из которых: Хочешь делать карьеру? Подчиняйся своей фирме, как будто ты в армии. Абсолютная лояльность – основное условие успеха. В надежде на наполненную смыслом жизнь, ты становишься членом семьи, которая на деле сначала использует тебя, а затем просто вышвыривает. Неторые становятся настолько зависимы от работы, что до сих пор мечутся в поисках аналогичных должностей, несмотря на кризис. Другие переосмысливают свою жизнь и устраивают ее по-новому. Выведут ли нас из финансового кризиса те, кто стали его причиной? Об этом спрашивает нас с экрана Марк Баудер.
После просмотра, который, кстати, прошел в самом большом зале кинотеатра почти при аншлаге, вопросы начали задавать режиссеру и главному герою, специально приехавшему в Амстердам. В роли ведущего выступил журналист Йорис Люйендайк (Joris Luyendijk), известный своим блогом о финансистах, в котором он применяет антропологический подход к анализу их поведения. Райнер Вос объяснил, почему он – единственный из многих приглашенных Баудером банкиров – согласился сниматься в фильме. Он начал заниматься финансами, когда в Германии статус банкира был сравним со статусом священника или врача. Сейчас «банкир» ассоциируется чуть ли не с насильником. «Меня злит такая ситуация. Все ищут виноватых, но почти никто не изучил вопрос о психологических причинах поведения банкиров». Баудер поделился своими надеждами на то, что его фильм заставит каждого человека задуматься о своих ежедневных финансовых выборах: в каком банке лежат ваши деньги, во что вы их вкладываете, где вы берете кредиты. Отведенного времени явно не хватало на то, чтобы дать высказаться всем желающим, но люопытно, что громче всех звучали голоса из зала, ратующие за немедленную национализацию всех банков. Фос пытался объяснить, почему эта мера не приведет ни к чему хорошему, но на это ему не хватило ни отведенного времени, ни терпения зала.
«Хозяин Вселенной»
Те, кто запрещает ковыряться в носу
После «Хозяина Вселенной» было особенно интересно смотреть «Алфавит» (The Alphabet), потому что в своих рассуждениях его автор, Эрвин Вагенхофер (Erwin Wagenhofer), как бы делал шаг назад, пытаясь выяснить, какое образование получили люди, приведшие мир ко всем его сегодняшним проблемам, включая финансовый кризис. Если они учились в лучших университетах, то откуда тогда их беспорядочный и неэффективный подход к проблемам? Не лежат ли неправильные методы в самой основе современного образования? Не стоит ли уделять больше внимания развитию индивидуальности и творческого потенциала детей и подростков, а не стандартизации и экономической эффективности? Любопытно, что фильмом про образование завершается трилогия, состоящая также из лент, критикующих современную пищевую промышленность «Мы кормим мир» (We Feed the World) и все тот же финансовый мир «Давайте делать деньги» (Let´s Make Money).
«Алфавит»
Фильм-эссе «Алфавит» начинается с цитаты Сэра Кена Робинсона, эксперта по вопросам развития творческого мышления и инноваций: «Я думаю, что мы систематически уничтожаем способность к воображению в наших детях и в самих себе». География подобных жалоб широка: их разделяет и профессор пекинского технического университета Янг Донгпинг, обвиняющий во многих проблемах высокий уровень соревновательности в образовании, и французский педагог Арно Штерн, чей сын Андрэ никогда не ходил в школу, однако стал успешным мастером по изготовлению гитар, и Пабло Пинеда Феррер, первый европейский выпускник университета с синдромом Дауна и актер, получивший в 2009 году «Серебряную раковину» кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую мужскую роль в фильме «Я тоже» — роль университетского преподавателя с синдромом Дауна. Их монологи звучат на фоне контрастирующих кадров резвящихся на природе детей и однообразных зданий учебных заведений и фирм. Простая структура – тезис и многочисленные аргументы – не оправдывает продолжительности ленты, которой не хватает глубины внутренней полемики. Мысль режиссера становится ясной с первых же минут, а дальше следуют бесконечные высказывания в ее защиту специалистов и «жертв» современного образования. Обидно наблюдать, как любопытные факты и кадры тают в потоке информации.
«Алфавит»
На обсуждение фильма был приглашен директор известной в Нидерландах так называемой «супершколы», которая дает высококачественное образование детям из беднейшего района Роттердама, а также представитель мэрии Амстердама, отвечающий за образование. В зале оказалось много местных учителей и родителей, которые высказывались против стандартизации образования и пытались перевести обсуждение фильма в дискуссию с Хилхорстом о предпринимаемых им шагах по реформированию отстающих школ. Эта премьера действительно стала ареной общественного дебата. Правда, саму ленту быстро забыли – значительно интереснее оказались высказанные в ней идеи, нашедшие отклик у голландцев, так или иначе связанных с образованием.
Вести с полей
Подобных фильмов, где речь идет о проблемах, одновременно будоражущих многие страны, на фестивале представлено много, но не меньшее внимание уделено и «голосам с мест», например в блоке кинолент из Юго-Восточной Азии, которые в последние годы завоевали свое место в международном кинематографе. На фестивале представлены 14 последних документальных фильмов из Бирмы, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, Малайзии, Сингапура и Индонезии.
Тайский режиссер Нонтават Нумбенчапол (Nontawat Numbenchapol) снял свою поездку в индуистский храм на границе Таиланда с Камбоджей, где скрытый конфликт между различными общинами постоянно держит всех их в состоянии повышенной готовности (Граница/Boundary, Тайланд-Франция-Камбоджия, 2013). В ряде фильмов зритель являемся свидетелем появления нового поколения, которое отказывается от участии в жизни традиционного общества, где человек находится в подчинении общины. Совместно с Международным институтом азиатских исследований, Королевского института языка, географии и этнологии, а также Лейденским университетом был организован семинар о роли документалистов в фиксировании национальной истории и о влиянии цензуры.
Важное место в программе заняли и фильмы о России или снятые российскими кинематографистами. Томас Джонсон (Thomas Johnson) представил ленту «Поминки Сталина» (In the Wake of Stalin, Франция, 2013), в центре которой анализ истоков современных попыток реабилитации Сталина и связанных с ними особенностей внутренней политики РФ. Посетители культурного центра Brakke Grond ознакомятся с «Проектом Сочи» (2013, фотографии Роба Хорнсты, текст Арнольда ван Брюггена), в котором приверженцы «медленной журналистики» исследуют изменения территории вокруг Сочи в связи с подготовкой к Олимпийским Играм 2014 г.
«Поминки Сталина»
Из последних работ российских режиссеров на фестивале можно увидеть «Demonstration» (Россия-Испания) Виктора Коссаковского, «Прощеное воскресенье» Дины Бариновой (Россия), «Искусство наблюдать жизнь» Марины Голдовской (Россия/США), «Кровь» Алины Рудницкой (Россия) и др. (Все эти картины можно будет увидеть и на Артдокфесте, который стартует в Москве 30 ноября, – прим. ред.)
Билеты на многие показы уже распроданы, а всего за время фестиваля их продается более 200 тысяч. Получить самую свежую информацию о победах и наградах на английском языке можно на сайте фестиваля.