Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Кадриль - Искусство кино

Кадриль

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Один из заметных полнометражных российских дебютов этого года – «Отдать концы» Таисии Игуменцевой о светопреставлении в одной отдельно взятой русской деревне. В особенностях национального апокалипсиса по версии Игуменцевой разобралась Нина Цыркун.


Начинающие режиссеры любят снимать притчи. Не имея собственного жизненного опыта, легко спрятаться за сконденсированную опытом человечества мудрость. Дебютантка в полнометражном кино Александра Головина для дебютантки Таисии Игуменцевой написала сценарий с фабулой потопа – самой что ни на есть емкой. Но притча – жанр, требующий глубокой проработки; фабулу требуется оснастить сюжетом – действием, которое двигают характеры персонажей. То и другое сценарист должен прописать, режиссер – реализовать, актеры – сыграть. Тут-то картина «Отдать концы», попавшая в российскую программу МКФ из Канна и Сочи, и забуксовала.

igumentseva0
«Отдать концы»

Хлипкая наполненность событиями и отсутствие насыщенного смыслами текста не позволяет актерам в полную силу развернуться; они добросовестно валяются в грязи, пьют самогон, прижимаются щека к щеке в виньетках густой листвы, но вынужденно ведут себя, как любители, явно выполняющие команды режиссера, голос которой как будто так и слышишь за кадром: побежала, упала, заплакала, опять упала на колени, поползла… Я намеренно привожу пример из поведения актрисы в одном из эпизодов, потому что мужчинам вообще тут делать нечего, кроме разве что одного только старика-резонера Васильича (Юрис Лауциньш), традиционного деревенского «деда Шукаря». Ему приходится ходить за своей пятнистой малоудойной коровой Конфетой, гладить ее морду и доить (отвернувшись от зрителя – ясно, что учить его этому искусству не озаботились). Корова да, пожалуй, пес Рэмбо – самые живые персонажи фильма, действующие на свое усмотрение, следовательно, органично и иной раз неожиданно (как трогательно выглядывает Конфета в оконце хлева!), а потому привлекающие к себе зрительское внимание. Без них было бы совсем скучно, несмотря на то, что в центре повествования –апокалипсис местного масштаба, потоп, который должен бы вроде его, зрителя, напугать, заставить беспокоиться за жизнь и судьбу жителей оторванной от большой земли деревеньки населением в десять человек. Но никакого страха, никакого волнения не возникает; саспенс режиссеру не дался.

igumentseva3
«Отдать концы»

В жизни людей, чьи дома заливает водой, ничего, в сущности, не изменилось. Потопу предписывалась важная роль: радикально изменить сознание жителей деревни. Суть перемены артикулировалась в застольной речи бабы Зины: надо, мол, перестать жить не по лжи. Но где ж тут ложь, если люди живут семейной жизнью, повинуясь долгу? Ничего криминального за ними не значится. И выходит, что потоп нужен был лишь для того, чтобы две супружеские пары поменялись партнерами, быстренько поняли, что ошиблись (оказалось, к примеру, что Леша храпит, а его возлюбленная подружка не умеет зажарить яичницу – тут и любви конец) и свинг-пары дали обратный ход, как в старинном сельском танце кадриль. А еще два одиночества встретились навсегда, хотя странно, почему нужен был потоп для того, чтобы местная интеллектуалка-киноманка, вдовица Нина (Ирина Денисова), угощающая односельчан фильмом братьев Дарденн «Молчание Лорны», и кустарь-изобретатель Иван (Сергей Аброскин), знакомый с наследием Леонардо да Винчи и Николы Теслы, разглядели друг друга на таком тесном пятачке.

igumentseva2
«Отдать концы»

В отсутствие конкретных событий зрителю остается разглядывать фактуру, и над ней режиссер и художник-постановщик Эльдар Кархалев отлично поработали. Нашли в Ленинградской области дивный природный уголок – остров с домами-развалюхами и тесно обставили их уютным мебельным старьем. Вещи говорят о людях больше, чем они сами: достаточно бюста Ленина, чтобы догадаться о траектории судьбы бабы Зины (Ёла Санько), раньше исповедовавшей марксизм-ленинизм, а теперь православие.

Увы, вещам тоже не дали сыграть в полную силу. Вот, к примеру, подтибренный где-то местным вором-добытчиком (Максим Виторган) кусок алого парашютного шелка, который при наличии потопа и оптимистичного пафоса режиссера просто обязан был обернуться алыми парусами. Эти паруса в их, понятное дело, смеховом антураже оказались бы очень кстати рядом с фильмом Дарденнов, возникшем как шутка-оммаж Жан-Пьеру, вручившему Игуменцевой приз конкурса «Синефондасьон» за дипломную короткометражку «Дорога на..». Но парашютный шелк так и остался забытым там, где могла бы развернуться забавная и увлекательная история. Натужно исполненный хэппи-энд так или иначе случился, но сюжет развалился на отдельные эпизоды разной степени красочности и обманул ожидания, как обещанный по телевизору конец света.

igumentseva5
«Отдать концы»


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Цифровая — значит креативная

25.06.2010

Есть конкретный срок, в нашей стране он назначен: в 2015 году мы должны, согласно подписанным президентом конвенциям, просто-напросто отключить аналоговое вещание. Сейчас у нас работает более ста десяти кабельных каналов, вставляется телепанель в заднюю стеночку — и все в порядке. Во-первых, их количество еще увеличится: в «Акадо» стоит цифра «1000». В США есть системы, в которых действуют до 2000 каналов. А люди-то реально смотрят всего девять — из ста. Девять — из тысячи, или из пяти тысяч. На эту тему есть масса исследований.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Музей современного искусства «ГАРАЖ» открывает новый сезон кинопоказов

28.04.2018

С 4 мая по 9 сентября Музей современного искусства «Гараж» покажет новую кинопрограмму в летнем кинотеатре Garage Screen. Программа кинотеатра построена по принципу синематеки и разбита на несколько постоянных рубрик. По традиции некоторые кинопоказы будут сопровождаться лекциями и дискуссиями. Публикуем подробности о программе и расписание на май.