Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Христа на них нет. «Бен-Гур», режиссер Тимур Бекмамбетов - Искусство кино

Христа на них нет. «Бен-Гур», режиссер Тимур Бекмамбетов

  • Блоги
  • Нина Цыркун

9 сентября в России выходит в прокат двухчасовой пеплум режиссера Тимура Бекмамбетова «Бен-Гур». Нина Цыркун проследила драматургические отличия новой картины от знаменитой постановки Уильяма Уайльдера.


Создатели «Бен-Гура» настаивают, что менее всего хотели бы акцентировать зрительское внимание на эпизоде гонки колесниц, называя в качестве своей сверхзадачи утверждение христианских ценностей прощения и любви. Но берясь за ремейк пеплума 1959 года, завоевавшего 11 «Оскаров», никак нельзя затушевать значимость этой хрестоматийной сцены. А благодаря возможностям компьютерной дорисовки, сделавшим ее еще более впечатляющей, чем в фильме Уильяма Уайлера, именно она, эта знаменитая десятиминутная сцена стала не только энергетическим центром в целом довольно монотонного фильма, но и его смысловой кульминацией.

Хотя режиссер Тимур Бекмамбетов и сказал, что для него в этой старинной истории важнее всего психологический конфликт между бывшими друзьями, Иудой Бен-Гуром (Джек Хьюстон) и Мессалой Северусом (Тоби Кеббел). В этом режиссер солидарен с авторами сценария – Китом Кларком и Джоном Ридли, превратившими героев в почти братьев: Мессалу ребенком приняли в дом Гуров на правах своего.

Тема развивается своим чередом и даже приобретает определенный актуальный подтекст, намекающий на предательство инородцев, отплативших приемной родне черной неблагодарностью. Последующая горестная история Бен-Гура тоже в определенном смысле модернизирована: она начинается с дерзкого, необдуманного поступка повстанца-зелота, –мальчишки, которого приютили в доме Гуров, и который теперь выполняет здесь ту фатальную роль «триггера» (в первоисточниках ее «сыграла» кровля, обвалившаяся на кортеж римского наместника). 

Ben Hur 2«Бен-Гур»

Таким образом, острых социально-психологических зацепок тут предусмотрено в достатке. Однако в силу жанра «Бен-Гур» – прежде всего кино аттракционное, и внимание зрителей расходуется в основном на сцены сражений (особенно морского боя римлян с греками), на зарисовку мучений Бен-Гура на галерах и на самый блистательный во всем действе эпизод гонок колесниц. Тут зритель буквально сливается с многотысячной толпой в цирке, наблюдающей за ристалищем в экранном мире.

В отличие от трактовки Уильяма Уайлера, теперь настоящим героем-победителем гонок оказывается не тот, кто первым на своей запряженной четверкой лошадей колеснице пересекает финишную границу. Побеждает тот, кто распорядился построить гигантскую арену и организовал эти игры – римский наместник в Иудее Понтий Пилат (Йохан Филип Асбек). На такую трактовку недвусмысленно наталкивает «установочный» закадровый текст, предваряющий фильм: «Империя отнимет у тебя все, что у тебя есть, и заставит наслаждаться чужими страданиями, чтобы ты забыл, что у тебя отняли». Иначе говоря: чем меньше хлеба, тем больше должно быть зрелищ. А фильм, выходит, о том, что победа иллюзорна, а поражение мобилизует и рождает небывалый энтузиазм, которым власть может легко распорядиться по своему усмотрению.

«Бен-Гур», трейлер

На фоне этого впечатляюще проиллюстрированного посыла уходит в глубокую тень мотив прорастающего христианства. Следует вспомнить, что роман писателя и фронтового генерала Льюиса Уоллеса «Бен-Гур. История Христа» (1880), многажды экранизированный и поставленный на Бродвее, считался одной из самых лучших и влиятельных христианских книг XIXвека – ни много ни мало самой популярной в США до появления «Унесенных ветром» Маргарет Митчел. С таким заголовком в титрах вышел и фильм Уайлера, начинавшийся с вифлеемской звезды и поклонения волхвов.

Ben Hur 3«Бен-Гур»

В версии Бекмамбетова вместе с ушедшим подзаголовком сократилось и экранное время, связанное с историей Иисуса. Возможно, это связано с западной тенденцией не педалировать религиозные особенности, зато подчеркивать этническое разнообразие – отсюда Морган Фримен в роли шейха Ильдерима. Обращение в христианство Бен-Гура (в нашем дубляже называемого «Джудой» вместо Иуды – видимо, чтобы зритель незвзначай не спутал этого вымышленного персонажа с евангельским Иудой Искариотом) в итоге выглядит в фильме малоубедительным. Иисус (Родриго Санторо) нужен главным образом для того, чтобы произнести свои, говоря на нынешнем языке, ключевые слоганы: «Бог есть любовь», «Кто с мечом придет, от меча и погибнет» и, наконец, «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят», но говорит он это как будто в пустоту. И ее не может заполнить маловыразительная Эсфирь (Назанин Боньяди) – возлюбленная Иуды Бен-Гура, транслирующая иудейскому принцу новое учение.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Прогноз на завтра отменяется

Колонка главного редактора

Прогноз на завтра отменяется

09.08.2011

Почему в России во всей своей красе процветает оккультизм? Людям трудно жить в постоянном ощущении непредсказуемости, непрогнозируемости всех процессов. Не может корабль большого государства без лоцманской карты, без руля и ветрил нестись по океанскому простору, подчиняясь исключительно правильным речам капитанов.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Национальное общество кинокритиков США выбирает «Любовь»

06.01.2013

Триумфальное шествие картины Михаэля Ханеке по планете продолжается. Драма «Любовь» стала лучшей картиной 2012 года по итогам голосования Национального общества кинокритиков США. «Любви» присуждены также и две других награды: за режиссуру (Михаэлю Ханеке) и за исполнение главной женской роли (Эмманюэль Риву).