«Киношок-2013». Победители
- Блоги
- Елена Стишова
«Киношок» – единственный на постсоветском пространстве фестиваль, где можно увидеть актуальную продукцию независимых республик стран СНГ и Балтии в разных форматах практически в режиме non-stop. С комментарием итогов форума – Елена Стишова.
Плотный регламент фестиваля не оставляет времени для пляжных утех, хотя улучить момент и нырнуть в волну всегда можно, если очень хочется. В этом сезоне погода решительно пошла навстречу фестивальным задачам. Шторм накатывал за штормом, ливни обрушивались ежевечерне, загоняя всех в пресс-центр, где за полночь происходили толковища вокруг показанных за день картин.
Традиция вечерних посиделок, заложенная светлой памяти Ириной Шиловой, давно преобразовалась в пресс-клуб, без которого «Киношок» уже немыслим.
На фестивале работали два состава официальных жюри – полного и короткого метра. Команду экспертов полнометражных фильмов в нынешнем году возглавлял выдающийся театральный режиссер Анатолий Васильев, чья бескомпромиссность и строгий вкус широко известны в художественных кругах.
Гран-при был вручен казахскому «Старику» Ермека Турсунова, а приз за лучшую мужскую роль ушел к исполнителю заглавной роли Ерболату Тогузакову.
Информация об этой картине настроила меня на реминисценции океевского шедевра «Лютый», на философскую притчу. Турсунов, однако, снял мейнстрим, ориентируясь на «экшн». Поединок безоружного старика с волками – мощный аттракцион, прямо воздействующий на зрительские архетипы.
Специальный приз жюри «За смелость эстетической и гражданской позиции в кино» достался драме «Страсть» киргизского режиссера Темира Бирназарова. Малобюджетный проект дерзко нарушил табу традиционного общественного уклада. Чиновник официозного истеблишмента, конечно же, корумпированный, содержит юную любовницу и готов ей простить интрижку с молодым парнем, лишь бы она вернулась. Она возвращается. Будто для того, чтобы (осторожно, далее спойлер финала, – прим. ред.) он узнал: это его дочь, родившаяся от его давно забытой связи. Кстати, в конкурсе сошлись сразу несколько фильмов, в которых возникают тема безотцовщины и тема поисков отца, вот-вот готовых обернуться инцестом (в частности, «Это не я» Марии Саакян – приз за режиссеру и за лучшую операторской работу).
Жюри конкурса короткого метра во главе с Сергеем Овчаровым вручило Главный приз киргизской «Чайке», поставленной российской дебютанткой. Елизавета Стишова (режиссер) и Алиса Хмельницкая (автор сценария) сняли игровой фильм в своевольном жанре геополитической трагикомедии. Содержания этого актуального проекта запросто хватило бы на полный метр, да не было средств. Тем не менее, драма невостребованного учителя русского языка, который не хочет расстаться с русской классикой и ставит чеховскую « Чайку» с тинейжерами, не знающими русского языка, собирает в фокусе едва ли не всю культурную проблематику постсоветского пространства
Кинопресса не повторила решений жюри. Приоритетным для жюри Гильдии критиков и киноведов стал постмодернисткий бурлеск питерского писателя, режиссера и художника Виктора Тихомирова «Чапаев – Чапаев» (ниже – кадр из фильма).
Приз имени Ирины Шиловой кинопресса, аккредитованная на фестивале, вручила эстонскому пастишу «Живые картинки».