«Киношок-2013». Победители

  • Блоги
  • Елена Стишова

«Киношок» – единственный на постсоветском пространстве фестиваль, где можно увидеть актуальную продукцию независимых республик стран СНГ и Балтии в разных форматах практически в режиме non-stop. С комментарием итогов форума – Елена Стишова.

Плотный регламент фестиваля не оставляет времени для пляжных утех, хотя улучить момент и нырнуть в волну всегда можно, если очень хочется. В этом сезоне погода решительно пошла навстречу фестивальным задачам. Шторм накатывал за штормом, ливни обрушивались ежевечерне, загоняя всех в пресс-центр, где за полночь происходили толковища вокруг показанных за день картин.

kinoshok-2013

Традиция вечерних посиделок, заложенная светлой памяти Ириной Шиловой, давно преобразовалась в пресс-клуб, без которого «Киношок» уже немыслим.

На фестивале работали два состава официальных жюри – полного и короткого метра. Команду экспертов полнометражных фильмов в нынешнем году возглавлял выдающийся театральный режиссер Анатолий Васильев, чья бескомпромиссность и строгий вкус широко известны в художественных кругах.

Гран-при был вручен казахскому «Старику» Ермека Турсунова, а приз за лучшую мужскую роль ушел к исполнителю заглавной роли Ерболату Тогузакову.

Информация об этой картине настроила меня на реминисценции океевского шедевра «Лютый», на философскую притчу. Турсунов, однако, снял мейнстрим, ориентируясь на «экшн». Поединок безоружного старика с волками – мощный аттракцион, прямо воздействующий на зрительские архетипы.

kinoshok2-strastСпециальный приз жюри «За смелость эстетической и гражданской позиции в кино» достался драме «Страсть» киргизского режиссера Темира Бирназарова. Малобюджетный проект дерзко нарушил табу традиционного общественного уклада. Чиновник официозного истеблишмента, конечно же, корумпированный, содержит юную любовницу и готов ей простить интрижку с молодым парнем, лишь бы она вернулась. Она возвращается. Будто для того, чтобы (осторожно, далее спойлер финала, – прим. ред.) он узнал: это его дочь, родившаяся от его давно забытой связи. Кстати, в конкурсе сошлись сразу несколько фильмов, в которых возникают тема безотцовщины и тема поисков отца, вот-вот готовых обернуться инцестом (в частности, «Это не я» Марии Саакян – приз за режиссеру и за лучшую операторской работу).

kinoshok3-chaika-300Жюри конкурса короткого метра во главе с Сергеем Овчаровым вручило Главный приз киргизской «Чайке», поставленной российской дебютанткой. Елизавета Стишова (режиссер) и Алиса Хмельницкая (автор сценария) сняли игровой фильм в своевольном жанре геополитической трагикомедии. Содержания этого актуального проекта запросто хватило бы на полный метр, да не было средств. Тем не менее, драма невостребованного учителя русского языка, который не хочет расстаться с русской классикой и ставит чеховскую « Чайку» с тинейжерами, не знающими русского языка, собирает в фокусе едва ли не всю культурную проблематику постсоветского пространства

Кинопресса не повторила решений жюри. Приоритетным для жюри Гильдии критиков и киноведов стал постмодернисткий бурлеск питерского писателя, режиссера и художника Виктора Тихомирова «Чапаев – Чапаев» (ниже – кадр из фильма).

kinoshok4-сhapaev

Приз имени Ирины Шиловой кинопресса, аккредитованная на фестивале, вручила эстонскому пастишу «Живые картинки».

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».

Колонка главного редактора

«Эффективность вечных кодов двоемыслия»

15.04.2013

Имперское сознание россиян непоколебимо. Поколение интернета пока не способно к проектированию будущего. Экономисты наивны в своих цеховых объяснениях. Самое главное свойство российского общества – тотальное недоверие: всех ко всем, считает социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, кандидат философских наук Даниил Дондурей.

Новости

Программу обнародовал IX мкф «Восток и Запад. Классика и Авангард»

18.08.2016

В этом году международный кинофестиваль «Восток и Запад. Классика и Авангард», ориентированный на копродукции, пройдет в Оренбурге с 27 августа по 2 сентября. Публикуем основные, конкурсные и внеконкурсные, секции фестиваля этого года.