Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Король, дама, валет - Искусство кино

Король, дама, валет

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Очередную экранизацию Шекспира, действие самой спорной пьесы которого перенесено в наши дни, посмотрела Нина Цыркун.


«Цимбелин» – одна из самых редко появляющихся на подмостках и загадочных пьес Шекспира. Она вошла в первое (постсмертное) легальное издание его пьес, в так называемое «первое фолио», заняв там последнее место. Отсюда был сделан вывод, что это последнее творение драматурга, хотя таковыми называют также «Бурю» и хронику «Генрих VIII».

Но дело даже не в том, кто последний, а в том, что «Цимбелин» как-то плохо соседствует с этими пьесами, грубо говоря, с точки зрения качества. Объяснений может быть два: либо написал ее не Шекспир (авторство, в частности, приписывают Эдварду де Веру, графу Оксфордскому), либо это небрежная шутка гения, который перемешал сюжетные линии нескольких своих пьес, создав эдакий комедийный микст на базе в том числе и трагедийных произведений. В самом деле, в «Цимбелине», жанр которого сложно определить, легко опознать травестированные мотивы «Ромео и Джульетты», «Короля Лира», «Отелло», «Троила и Крессиды», «Двенадцатой ночи», «Зимней сказки». Понятное дело, задача автора вряд ли состояла в том, чтобы всего лишь спародировать самого себя; можно предположить, что «Цимбелин» – его последний разочарованный взгляд на большой мир, который в принципе он уже покинул, переселившись под конец жизни на малую родину в Стратфорд-на-Эвоне.

«Цимбелин», трейлер

Травестия предполагает в своем замысле некую новую ценность, и суть ее можно выразить аристотелевским решением парадокса «корабля Тесея»: пусть все составные части объекта износились и были заменены, объект остался прежним. То есть: все в мире меняется, а мир остается прежним. И это, надо сказать, легитимизирует последующие модификации исходного материала в соответствии с модой сезона. Тем не менее, адаптировать текст, сочиненный столетия назад, к новейшим реалиями – это всегда вызов и проблема. На вызов надо отвечать, проблему требуется решать. Первое улаживается само собой, со вторым возникают трудности.

Cymbeline-2«Цимбелин»

Американский режиссер и автор сценария «Цимбелина» Майкл Алмерейда (вообще-то документалист) питает слабость к Шекспиру и делает для него исключение – два его игровых фильма сняты по его пьесам. Он уже экранизировал «Гамлета», и в такой же популярной манере: кругом всепроникающее телевидение, Клавдий – топ-менеджер крупной госкорпорации, Гамлет записывает свои воспоминания и комментарии на видеокамеру. Роль Гамлета исполнил Итан Хоук, который в «Цимбелине» сыграл мутного типа Якимо; Якимо подзуживает простодушного Постума (Антон Ельчин) проверить верность его жены Имогены (Дакота Джонсон). Экранный Постум чрезвычайно инфантилен, если не сказать придурковат. Он – карта, а не игрок, в отличие от короля и королевы, которые сами раздают карты и назначают козыри. Впрочем, король Британии Цимбелин – Король здесь только по кликухе, Алмерейда превратил его в пожилого лидера байкеров-наркоторговцев (Эд Харрис эффектно смотрится в косухе), воюющего за свою территорию с нечистыми на руку полицейскими. Его молодая жена (Милла Йовович) плетет интригу против падчерицы – и дальше смотри «Ромео и Джульетту», «Отелло», «Двенадцатую ночь» и проч. 

Cymbeline-3«Цимбелин»

Декорационно все, как в «Гамлете» того же режиссера, но уже с поправкой на быстротекущее время; отсюда, к примеру, Барак Обама в телевизоре, который никто не смотрит.

В самой конденсации навязчивых сиюминутных деталей, конечно, нет большой беды; проблема в другом. Взявшись за пьесу, где и без того плохо сходятся концы с концами, Майкл Алмерейда, которому удалось привлечь на главные роли столь сильный состав, не сумел вдохнуть жизнь в персонажей. В них нет энергетики, их слова звучат тускло, а поступки выглядят нелогичными и зачастую глуповатыми. Кстати, справедливости ради надо сказать: то, что автор поднаторел в замене «износившихся» деталей новыми, иной раз раздражает, а иной и веселит удачно найденной краской – вроде оправдания имени «Фидель», которым Имогена называет себя, обратив внимание на то, что на собеседнике надета футболка с изображением Че Гевары. Но обилие бросающихся в глаза фишек в виде гаджетов, мотоциклетных шлемов или сексапильных шортиков – это самый быстро тускнеющий материал, который, подобно моментальным снимкам, либо стирается, либо становится старомодно архаичным, профанируя смысл модернизации и самое существенное в фильме – суть и дух времени.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Есть ли в России культурная политика?

16.08.2013

Интервью «Ведомостям» о том, есть ли в России культурная политика, почему не хватает творческой среды и о питчинге кинопроектов. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

VOICES-2015 объявили программу

16.06.2015

16 июня международный кинофестиваль европейского кино VOICES, традиционно проходящий в середине лета в Вологде, объявил официальную программу этого года. В нее вошли 7 конкурсных фильмов из Германии, Сербии, Венгрии, Италии, Испании, Франции и России, а также 37 картин вне конкурса.