Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Край света – 2014. Кто здесь (часть 2) - Искусство кино

Край света – 2014. Кто здесь (часть 2)

  • Блоги
  • Евгений Майзель

Продолжение. Начало.

Совсем в другую жизнь переносят «Слепые свидания» Левана Когуашвили (приз за лучшую режиссеру). Неопределенность человека здесь разыграна через определенность его судьбы. С какой стати ты решил, что даже сыграв в лучшего парня на свете, ты в конце концов себе обретешь счастье?

Такая же арифметика и в «Прогульщиках» Когуашвили о тбилисских наркоманах – настоящем шедевре, без всяких преувеличений. После «Прогульщиков» «Свидания» могут показаться чересчур «няшными». Не соглашусь – или соглашусь, переформулировав так: это редкий в наши дни образец обаятельнейшей лирической комедии, возрождающей дух 70-х – с их неповторимым мечтательным убожеством – на материале современности.

sakhalin-1-blinddates
«Слепые свидания», режиссер Леван Когуашвили

 

Крайне неопределенной до самого последнего момента остается судьба – и вообще онтологический статус – главной героини в самой, вероятно, «неконвенциональном» конкурсном экзерсисе – «драме» «От прыща к нирване» тайского режиссера Аморн Хариннитисук. Действие этой более чем двухчасовой ленты не выходит за пределы бангкогской квартиры, где – то в одиночестве, то в компании с невидимыми и видимыми духами – главная героиня картины, девушка  Нук-Ник последовательно проходит все мыслимые и немыслимые кошмары, химически и алхимически перерождаясь на наших глазах. Жизнь Нук-Ник зашла в тупик, а ее отчаяние, оно же, напомню, тревожная неопределенность ее сущности (или, наоборот, трагическая определенность в виде физического и жизненного несовершенства) довело бы ее до самоубийства, если бы не замеченный в последний момент прыщик на носу, отразившийся на лезвии ножа.

sakhalin-3-thai
«От прыща к нирване», режиссер Аморн Хариннитисук

Более традиционное и, если угодно, реалистическое повествование предлагает спокойная бирманская драма «Монах» бирманского режиссера Тхе Мав Наинга, снятая при поддержке чешской студии Баррандов. Как и в «Звезде», и в «Классе коррекции», и в «Нирване» здесь актуален выбор героем – молодым Заваной – жизненного пути. Построенный в духе классического романа воспитания, последовательно проводящий протагониста через отрицание своей участи в виде попытки бегства, «Монах» диалектически показывает наступление зрелости как момент сознательного и ответственного принятия своей судьбы.

sakhalin-2-monakh
«Монах», режиссер Тхе Мав Наинг

Но наиболее развернуто – открытым текстом и в виде сознательной концепции –неопределенности человека посвящен индийский триптих «Корабль Тесея» Ананда Ганди (Гран-при и приз за лучшую мужскую роль – Нирадж Каби). Как «Нирвана», «Монах» и многие другие ленты конкурса, это практически безбюджетное произведение с амбициозно большим философским содержанием. «Кораблем Тесея» называется известный парадокс: останется ли корабль Тесея кораблем Тесея после того, как будут заменены все его части? Если нет, то с замены какой части корабль Тесея перестает быть кораблем Тесея? Как и всеми остальными фундаментальными вопросами, этим – о том, что такое сущность, – впервые задались греки. В XX веке вопрос был подхвачен, в частности, Умберто Матураной и Франсиско Варелой в когнитивной биологии и Никласом Луманом в социологии. Где кончается человек и начинается среда? Можно ли говорить о человеческой автономии – биологической, моральной – и если да, то в каких смыслах? Ананд Ганди снял три новеллы, каждая из которых по-своему освещает эти вопросы.

sakhalin-4-ship
«Корабль Тесея», режиссер Ананд Ганди

К сожалению, художественный уровень «Корабля…» впечатляет гораздо меньше, чем его тема. Ананд Ганди, очевидно, уступает в художественном мастерстве Левану Когуашвили, в ощущении таинственного – Наоми Кавасэ, в чувстве реальности – Адильхану Ержанову, в мокументарности – Ивану Твердовскому, в мудрости – Тхе Мав Наингу, в радикализме – Аморну Хариннитисуку, в способности рассказывать историю – Анне Меликян. Его «Корабль Тесея» чересчур умственен, иллюстративен и в то же время не обязателен. Однако именно эта картина наиболее всесторонне выразила общее тревожное подозрение, единое для Сахалинского фестиваля этого года: подозрение в том, что человек, спасением которого все сообща занимаются, представляет собой в сущности нечто неизвестное. Рискну предположить, что именно этот скандальный вопрос, так откровенно поставленный «Кораблем», и привел к тому, что большое жюри фестиваля решило наградить картину главным призом «Края света – 2014».

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В октябре в четырех городах России пройдет ретроспектива Милоша Формана

04.10.2018

С 6 по 8 октября в Москве и Петербурге, с 12 по 14 октября – в Новосибирске и Екатеринбурге состоится ретроспектива фильмов Милоша Формана – знаменитого чешского режиссера, двухкратного лауреата премии «Оскар».