Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Краткий курс счастливой жизни - Искусство кино

Краткий курс счастливой жизни

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун исследует безмятежное общество будущего, каким оно представлено в экранизации антиутопического романа Лоиса Лоури «Дающий» (1993) – картине Филлипа Нойса «Посвященный» (The Giver, 2014) – и предлагает свой рецепт всеобщего счастья.


Начало «Посвященного» поразительно напоминает «Голодные игры», а еще больше – недавнего «Дивергента». Такое же устроенное на рациональных принципах общество благоденствия – общежитие трудовых пчел, где каждый знает свое место, не высовывается и на лишнее не претендует. Такой же не вмещающийся в рамки определенных требований подросток, вздумавший бунтовать. Такая же внешне благообразная дама-блондинка с ледяным сердцем Снежной королевы, стоящая во главе страны (на этот раз в обличье самой Мерил Стрип). И тоже экранизация популярного романа, сочиненного тоже женщиной (Лоис Лоури), как и книги Сьюзен Коллинз и Вероники Рот. Дистопические вариации на темы пост-апокалиптического будущего в назидание юношеству.

The-Giver-2
«Посвященный»

Карьера режиссера «Посвященного» Филлипа Нойса, еще в 90-е прославившегося «Играми патриотов» и «Прямой и явной угрозой», как-то пошла потом на спад, будто утрачивая первоначальный запал. На этот раз фильм, вроде бы и по фокус-группе, и по жанру требующий от постановщика особого драйва, этого качества в постановщике не обрел. Картина получилась такая же стерильно безжизненная, как и та территория, на которой разворачивается действие, страна, где даже климат удалось скорректировать так, чтобы сельское хозяйство процветало; где чувствам не позволяется своевольничать и запрещено слово «любовь»; где нет ни расовых, ни национальных и уж тем более политических различий, а потому все довольны и счастливы. А между тем тот оселок, на котором это действие раскручивается, – как раз эмоциональность, по воле власть предержащих изгнанная из обихода прекрасного нового мира, но вопреки их воле рождающаяся и прорывающаяся бунтом юных героев, прежде всего Джонаса (Брентон Туэйтес).


«Посвященный», трейлер

Как и в «Дивергенте», в «Посвященном» при достижении определенного возраста каждого из подростков зачисляют в функциональную категорию, из которой ему/ей не выйти по гроб жизни. Кому-то предстоит стать производителем (роженицей), кому-то фермером, кому-то летчиком-пилотом и т.д. А Джонас не годится ни для одной из этих ячеек, но ему предназначается нечто уникальное: стать восприемником коллективной памяти, хранящейся в мозгу Дающего (Джефф Бриджес).

Здесь следует вспомнить, что автор книги Лоис Лоури рассказывала про возникновение идеи своего романа. Несмотря на то, что первые ассоциации, которые вызывают и он, и его экранизация – политического свойства (нечто оруэлловское и советско-коммунистическое), на самом деле дело было не в политике, не в идеологии. Сюжет подсказала ей ситуация с собственным отцом, у которого на склоне лет стерлись, забылись все трагические моменты жизни, в том числе связанные с Второй мировой войной, на которой он воевал, а в памяти осталось лишь все светлое и радостное. Вот и седобородый Дающий не только велит подопечному прочитать множество книг из своей огромной библиотеки, но и вкладывает в незамутненную голову Джонаса яркие цветные картинки недавнего прошлого людей разного цвета кожи, разных национальностей – торжествующих, веселых, улыбающихся. Правда, Дающий разбавляет их и военным сценами с танками и стрельбой, но те как-то сглаживаются на фоне всеобщей радостной экзальтации. Джонасу выпадает радость впервые услышать музыку, увидеть разные – не только привычные серый и белый – цвета, потрогать снег, о существовании которого не подозревают в его стране, прокатиться на санках. И отсюда в его душе рождаются запретные прежде эмоции, в том числе любовь, причем не только к девушке Фионе, но и к новорожденному младенцу, в котором Совет старейшин успел разглядеть необычность, грозящую мальчику смертью; вместе с любовью приходит ответственность, а значит порыв к действию.

The-Giver-3
«Посвященный»

А потому у зрителя возникает вопрос: зачем же эти недоумки из Совета старейшин оставили живой рассадник памяти в уединенном коттедже? Тем более что выясняется: случай с Джонасом не первый, на эти грабли они уже наступали. Ответ тут может быть только один: если вы желаете осчастливить все человечество по своему усмотрению, лишайте его памяти радикально, не оставляйте ни книг, ни дисков с записью музыки, ни свидетелей иной жизни. И тогда, пребывая в абсолютном неведении, народ будет счастлив.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Флаэртиана» привезла в Прагу документальное кино

25.06.2014

В Праге прошел Фестиваль документального кино, организованный командой пермского фестиваля «Флаэртиана». Европейскому зрителю была представлена программа из двенадцати отечественных документальных фильмов последних лет, среди них «Горланова, или Дом со всеми неудобствами» (реж. Алексей Романов), «Урал впервые» (реж. Дмитрий Заболотских), «Крутая Римма» (реж. Владимир Левин), «С.П.А.Р.Т.А. – территория счастья» (реж. Анна Моисеенко) и другие.