Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Кушетка из белых лилий. «Из дневника свадебного фотографа», режиссер Надав Лапид - Искусство кино

Кушетка из белых лилий. «Из дневника свадебного фотографа», режиссер Надав Лапид

  • Блоги
  • Андрей Василенко

На XIV международном кинофестивале «Меридианы Тихого» в программе «Документальный экран. Лучшее» был показан третий полнометражный фильм израильского режиссера Надава Лапида «Из дневника свадебного фотографа» (2016). О картине в контексте современного социального кинематографа размышляет куратор владивостокского фестиваля Андрей Василенко.


pacific meridian 2016 logoНадав Лапид – режиссер, изящно вскрывающий нелицеприятные стороны жизни современного Израиля, вменяющий собственному критическому взгляду форму камерных драм, в которых эмоциональный накал замещается дистанцированным наблюдением и упрощенным синтаксисом киноязыка, – начинает свой новый фильм серией хаотично снятых планов, будто намеренно изменяя себе. Истерически подрагивающая камера фиксирует свадебную вечеринку в самом ее разгаре. В пространстве продолжительного тревелинга оказывается преимущественно пол банкетного зала, нелепая хореография подвыпивших гостей с их заплетающимися в такт пошлым мелодиям ногами, какофонический хор, состоящий из случайных фраз, поздравлений и хмельного смеха. Пояснением к этому откровенно любительскому и тем самым очаровательному видеоряду служит закадровый голос главного героя – оператора. Мы слышим рассказ, что это съемки его первой свадьбы, когда он был еще студентом художественного колледжа (совсем как сам Лапид, когда-то тоже подрабатывавший свадебным фотографом): «Я совсем ничего не знал о том, как надо правильно снимать, а красный свет индикатора, маркирующий начало записи, воспринимал как сигнал светофора, призывающий остановиться и замереть».

Тем временем герой собирается на очередную свадьбу, а его маленький сын – любопытствующий сорванец лет восьми – изучает фотокамеру отца. «Это совершенно непрофессиональная съемка, отбракованный материал, но эти кадры – лучшее изображение свадьбы, которое я видел в своей жизни», – продолжает на ходу комментировать герой и, поцеловав жену, отправляется на работу.

Он – один из лучших свадебных операторов в стране. Его услуги – производство памяти для представителей истеблишмента, решивших обрести семейное счастье и отмечающих начало новой жизни грандиозным торжеством, особенно значимым в традиционном израильском обществе.

nadav lapid vasilenko 4«Из дневника свадебного фотографа»

Лапид ограничивает повествование непродолжительными эпизодами о двух парах новобрачных, выезжающих на живописный берег с античным акведуком. Здесь молодые люди могут создать клишированный ассамбляж из знакомых образов – популярных открыток, иллюстрирующих феномен любви и брака. Событийная скупость, явно противоречащая законам жанра – многочисленным документальным и парадокументальным лентам о представителях той или иной профессии, – по-видимому, неслучайна: Лапиду не интересен детализированный портрет героя. Свадебный фотограф – лишь эталонный медиум, действие которого разворачивается в многозначительный критический очерк о браке и нуклеарной семье, о природе кино и специфике кино-документации.

Режиссерская практика Надава Лапида подобна социологическому исследованию, скрупулезному и вдумчивому, иногда весьма дидактичному и погруженному в скуку статистических штудий. Лапид препарирует современную еврейскую идентичность – синтетический концепт, просуществовавший не одну тысячу лет в качестве культуры декларативного изоляционизма и лишь недавно вновь обретший измерение государственности и территориальности. Этот коллективный портрет нации, упакованный в универсальные сюжеты, основан на столкновении двух реальностей, маркированных полярными онтологическими модальностями с четко очерченным этическим и политическим измерением – реальности нормативного и резистентного.

В своем полнометражном дебюте, фильме «Полицейский» главный герой – член элитного отряда специального назначения, бравирующий картинной, местами карикатурной маскулинностью – олицетворяет эту относительно новую характеристику еврейского народа, ставшую, тем не менее, уже родовой. Он типичный боец, в котором просматриваются мифологические черты бесстрашного духа воинов Иисуса Навина, готовый отбросить любые сомнения для обеспечения безопасности и сразиться с теми, кто представляет собой угрозу возрождению обетованной земли. Лапид помещает его вместе с соратниками по боевому отряду в ситуацию, где едва наметившаяся вероятность осуществления этического выбора мгновенно тонет в непроницаемом субстрате приказа. Антагонистами этим персонификациям порядка выступают романтичные, крайне решительные молодые люди, наивно реагирующие на несправедливость неолиберального мира. Они захватывают в заложники крупного бизнесмена во время свадьбы его дочери. Свадьба в данном случае представляется важным событием в структуре репрезентации высшего социального класса. Для «хозяев жизни» это способ продемонстрировать, что профессиональный успех воплощен в счастье приватного существования. Пышное торжество в декорациях роскошного ресторана, созвездие из дорогих платьев, элегантных костюмов, пафосных речей и многочисленных фотографий – все это выступает весомым аргументом за правильный выбор жизненного пути. Здесь все подчинено сложившемуся регламенту, и каждое движение строго предстает результатом сложной коммерческой сделки.

nadav lapid vasilenko 5«Полицейский»

Свадьба в «Полицейском» – где она представляет собой кульминационный эпизод – начинается с позирования гостей перед объективом фотографа. Позирование прерывает крик лидера горе-революционеров. Сраженные стремительными ударами антитеррористического отряда, их тела живописно разбросаны по полу подсобного помещения в ресторане, где происходит торжество. Заключительные кадры «Полицейского» вселяют надежду на выход главного героя в пространство рефлексивного, критического взгляда на устоявшиеся правила. Глядя на только что застреленную в результате операции молодую девушку – идейную вдохновительницу молодых революционеров – главный герой, возможно, отправляется в новый путь, где ему еще предстоит помыслить всю боль профессионально исполненного поступка. Машина по обеспечению безопасности, максимально расчеловеченная и действующая в соответствии с предписанными алгоритмами, начинает обретать антропологические черты, оставляя зрителю возможность домыслить душевные терзания или же тот сценарий, по которому любые фантомы рефлексии будут сметены логикой долженствования.

Лапид неслучайно вновь возвращается к свадьбе. Свадебное торжество как символизация начала новой жизни, несмотря на установившуюся регламентацию, – сцена экстремальная, она – поле, на котором разворачиваются самые непредсказуемые события. Лапид следует богатой традиции в своем выборе. Например, в одноименном фильме Анджея Вайды угар торжества переходит в галлюциногенный порыв к революции, а заканчивается выразительной сценой массового оцепенения, метафорически передающем замирание народной воли и бессилие перед сложившимся порядком. Выбрасывание в доселе невиданную реальность всегда оборачивается незапланированным сценарием, когда томящийся глубоко внутри запрос на бунт канализируется серией продолжительных эксцессов.

Акторами «малой», персональной революции, по мнению Лапида, выступают как раз невесты – протестующие, в частности, и против своей роли в установившемся ритуале. В «Полицейском» именно невеста, оказавшаяся заложницей, оказывала всяческое сопротивление. На тот раз режиссер намекает, что современный брак утратил свою прежнюю историческую функцию, оставшись явлением, несущим в своей основе принуждение. Клятва, произносимая новобрачными, противоречит самой природе такого чувства как любовь, не подвластное юридическому описанию. Исторически призванный сохранять чистоту рода, проектировать преемственность и обеспечивать генеалогический фундамент и экономическую безопасность семьи, современный брак, таким образом, посягает на свободу личности.

nadav lapid vasilenko 2«Из дневника свадебного фотографа»

Режиссер придумывает фокус – экономику «пустого речения» (термин Лакана, заимствованный им у Хайдеггера). Именно на «пустом речении», по Лапиду, основана ритуализация современного бракосочетания, и этот же тип обмена состоит в основе документации торжества. Взаимоотношения главного героя со своими клиентами вписаны в установленную модель, чья структура состоит из откровенностей и обещаний, общих в своем формальном и смысловом измерении. Религиозный контекст бракосочетания, купированный и сводимый повсеместно к ритуалу, требует замещения новым типом гарантии подлинности. Вместо клятвы перед Богом, вместо признания будущих супругов в своих чувствах друг другу, этим гарантом оказывается вездесущий глаз фотокамеры.

Свадебный фотограф, изможденный рутинностью профессии, опирается на диалог с клиентами и на фиксацию этого диалога. Вульгарные вопрошания: «Как вы познакомились? Где вы впервые встретились?» – запускают процедуру откровения, перестраивая режим взаимодействия между заказчиком и исполнителем в формат психоаналитического сеанса (в лаканианской интерпретации).

«Чего бы ни добивался психоанализ – исцеления, профессиональной подготовки или исследования – среда у него одна: речь пациента. Очевидность этого факта вовсе не дает нам права его игнорировать. Всякая же речь требует себе ответа», – утверждает Лакан в своей знаменитой речи на Римском Конгрессе 1953 года. Спустя всего несколько минут действие уже никак не походит на механическое воспроизведение одного и того же: диалог фотографа и молодоженов становится сценическим пространством или даже операционным столом, на котором бессознательное препарирует само себя, вырываясь наружу.

nadav lapid vasilenko 3«Из дневника свадебного фотографа»

Живописный пейзаж, в рамках которого еще несколько минут назад должны были разыграться волнительные моменты, предназначенные для демонстрации детям и внукам как иллюстрации высоких чувств, превращаются в химерический синтез кушетки в кабинете аналитика и смертного ложа, на котором испускает дух всякое притворство. Одна невеста впадает в истерику, признаваясь, что не любит своего избранника; другая пара молодоженов начинает выяснять отношения. Идиллические картинки покрываются следами настоящего проживания – тревожного, травматичного и непредсказуемого.

«Из дневника свадебного фотографа», тем самым, – это фрагментарная, словно разрушенная неведомой волей фиксация важных измерений вопрошания, силы простых вопросов. Скромная картина, портрет человеческого, изменчивого и в то же время такого знакомого.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Творцам предлагается «лечь на сохранение»

01.12.2015

Попытка министра культуры Мединского постулировать взаимоотношения художника и государства требует пояснений. Даниил ДОНДУРЕЙ — специально для «Новой».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).