Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Кушетка в Москве, или Обратный мат - Искусство кино

Кушетка в Москве, или Обратный мат

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Продолжается прокат «душевной» российской комедии о семье, члены которой решают свои психологические проблемы кто с психоаналитиком, кто со священником. О «Пациентах» Эллы Омельченко – Нина Цыркун.


Только не подумайте, что я собираюсь писать обратно про мат. «Пациенты» – «душевная комедия», как определила жанр своего фильма ученица Владимира Меньшова Эллы Омельченко, – в этом плане чиста, как лесной родник, и вообще безупречна по части текста, то есть диалогов. Вышедшая в прокат в конце марта, она отметилась прошлой осенью на фестивале «Московская премьера», где победила в конкурсе зрительских симпатий, также получила Спецприз жюри на 22-м фестивале российского кино «Окно в Европу» за лучший дебют, приз имени Саввы Кулиша за оригинальность драматургических решений и престижный приз Гильдии киноведов и критиков. Элла Омельченко задала себе формат «авторско-зрительского кино» и, судя по специфике полученных призов, цель была достигнута: набор полученных наград свидетельствует о том, что и зритель фильм полюбил, и профессиональные критики его высоко оценили, а это совпадает нечасто. «Пациенты» лишены амбициозности, претензий на «большое кино»; напротив, режиссер проявила нечастую для новичков скромность, изначально нацелившись на минимальный бюджет и отказавшись от пафосности. На самом деле пафос все же прорастает из бытовой ткани картины, где каждый из героев на свой лад ищет то, что теперь принято называть идентичностью.

 

«Пациенты», трейлер

С подачи сценариста Дмитрия Лемешева режиссер не старалась упрятать гвоздь своей авторской программы куда-то на глубину. Все тут заявлено буквально с первого эпизода, с первых слов главного героя Сергея (Павел Баршак) и быстро кульминирует его же вопросом-признанием: «Зачем я женился по любви?» Психоаналитик Брюсов (Тимофей Трибунцев), к которому Сергей зачастил, решает проблему двухходовкой, комбинацией в два паса: ты, мол, хочешь быть счастливым, но попал под каблук. Отсюда радикальный совет: надо разводиться, чтобы взрастить свое эго – и будет тебе счастье. Однако ж, если повернуть от футбола к шахматам, то там существует такая задача, как «обратный мат», когда белые начинают и вынуждают противника объявить мат белому королю (то есть, самому себе) за определенное количество ходов. Обычно это случается при цугцванге, когда любой ход ведет к ухудшению позиции. Так и у Сергея с Леночкой: нет никакой возможности угодить беременной жене, страдающей бессонницей и токсикозом, так что хоть бери чемодан и уходи. Жену, кстати, духовно окормляет его тезка-священник (Дмитрий Мухамадеев), дающий Леночке (Марьяна Кирсанова) советы прямо противоположной стратегической направленности. Дилеммы «счастье – страдание» и «развод – венчание» для верификации погружаются из-под ледяного душа позитивного знания в убаюкивающее тепло церковной проповеди, каждый раз выдавая на выходе свой результат.

Patsienty-2«Пациенты»

А тем временем игра переходит от Сергея с его психоаналитиком на другую доску – к тому же психоаналитику-атеисту и профессионально верующему священнику, причем с сохранением тех же правил шахматной композиции. И здесь калибровка принятия решений между двумя врачевателями душ приобретает совсем уж неожиданный характер или, как выразился один из героев, происходит метаморфозина.

От зрителя не требуется эмпатии, вчувствования в атмосферу или сочувствия к героям фильма. Вы оцените красоту игры. Ситуация нарочито абстрактно смоделирована наподобие шахматной партии с неожиданным эндшпилем. Режиссер Элла Омельченко, ставшая и художником своего фильма, создала выразительные декорации-эмблемы, в которых существуют все четверо: стильное однокомнатное гнездышко богемной пары; пентхаус-приемная с комфортабельной белой кушеткой, завещанной дедушкой Зигой всем поколениям психоаналитиков; церковное подворье и служебное место у аналоя, где отец Сергий наставляет прихожан. Драматург Сергей сочиняет сценарий; актриса Леночка записывает объявления станций в метрополитене; психоаналитик укладывает пациентов на кушетку; священник звонит в колокол. А тем временем меняются их судьбы. И вставленная в раму кадра художественная цитата – имитация известной картины Крамского (угадайте, какой) развеивает сложившиеся было у зрителя представления об экранных душеведах, раскрывая веер попутных смыслов и одновременно подсказывая разгадку истории, остроумно придуманной по принципу «обратного мата»: кто проигрывает, тот выигрывает.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Иди и смотри

Колонка главного редактора

Иди и смотри

11.08.2011

Глава МВД России Рашид Нургалиев расстроен тем, что отечественная молодежь не ту музыку слушает и не те книги читает. Его очень печалит, что наши юноши и девушки напрочь игнорируют романсы и вальсы... А вот известного культуролога Даниила Дондурея пугает запоздалость прозрений министра.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На ТВ-3 стартует телеверсия журнала о кинематографе «Искусство кино»

19.04.2018

20 апреля на телеканале ТВ-3 стартует совместный проект c журналом «Искусство кино». В студии побывают продюсер Фёдор Бондарчук, актрисы Яна Троянова и Мария Шалаева, режиссёры Алексей Герман, Алиса Хазанова, Сергей Мокрицкий и многие другие.