Кушетка в Москве, или Обратный мат
- Блоги
- Нина Цыркун
Продолжается прокат «душевной» российской комедии о семье, члены которой решают свои психологические проблемы кто с психоаналитиком, кто со священником. О «Пациентах» Эллы Омельченко – Нина Цыркун.
Только не подумайте, что я собираюсь писать обратно про мат. «Пациенты» – «душевная комедия», как определила жанр своего фильма ученица Владимира Меньшова Эллы Омельченко, – в этом плане чиста, как лесной родник, и вообще безупречна по части текста, то есть диалогов. Вышедшая в прокат в конце марта, она отметилась прошлой осенью на фестивале «Московская премьера», где победила в конкурсе зрительских симпатий, также получила Спецприз жюри на 22-м фестивале российского кино «Окно в Европу» за лучший дебют, приз имени Саввы Кулиша за оригинальность драматургических решений и престижный приз Гильдии киноведов и критиков. Элла Омельченко задала себе формат «авторско-зрительского кино» и, судя по специфике полученных призов, цель была достигнута: набор полученных наград свидетельствует о том, что и зритель фильм полюбил, и профессиональные критики его высоко оценили, а это совпадает нечасто. «Пациенты» лишены амбициозности, претензий на «большое кино»; напротив, режиссер проявила нечастую для новичков скромность, изначально нацелившись на минимальный бюджет и отказавшись от пафосности. На самом деле пафос все же прорастает из бытовой ткани картины, где каждый из героев на свой лад ищет то, что теперь принято называть идентичностью.
«Пациенты», трейлер
С подачи сценариста Дмитрия Лемешева режиссер не старалась упрятать гвоздь своей авторской программы куда-то на глубину. Все тут заявлено буквально с первого эпизода, с первых слов главного героя Сергея (Павел Баршак) и быстро кульминирует его же вопросом-признанием: «Зачем я женился по любви?» Психоаналитик Брюсов (Тимофей Трибунцев), к которому Сергей зачастил, решает проблему двухходовкой, комбинацией в два паса: ты, мол, хочешь быть счастливым, но попал под каблук. Отсюда радикальный совет: надо разводиться, чтобы взрастить свое эго – и будет тебе счастье. Однако ж, если повернуть от футбола к шахматам, то там существует такая задача, как «обратный мат», когда белые начинают и вынуждают противника объявить мат белому королю (то есть, самому себе) за определенное количество ходов. Обычно это случается при цугцванге, когда любой ход ведет к ухудшению позиции. Так и у Сергея с Леночкой: нет никакой возможности угодить беременной жене, страдающей бессонницей и токсикозом, так что хоть бери чемодан и уходи. Жену, кстати, духовно окормляет его тезка-священник (Дмитрий Мухамадеев), дающий Леночке (Марьяна Кирсанова) советы прямо противоположной стратегической направленности. Дилеммы «счастье – страдание» и «развод – венчание» для верификации погружаются из-под ледяного душа позитивного знания в убаюкивающее тепло церковной проповеди, каждый раз выдавая на выходе свой результат.
«Пациенты»
А тем временем игра переходит от Сергея с его психоаналитиком на другую доску – к тому же психоаналитику-атеисту и профессионально верующему священнику, причем с сохранением тех же правил шахматной композиции. И здесь калибровка принятия решений между двумя врачевателями душ приобретает совсем уж неожиданный характер или, как выразился один из героев, происходит метаморфозина.
От зрителя не требуется эмпатии, вчувствования в атмосферу или сочувствия к героям фильма. Вы оцените красоту игры. Ситуация нарочито абстрактно смоделирована наподобие шахматной партии с неожиданным эндшпилем. Режиссер Элла Омельченко, ставшая и художником своего фильма, создала выразительные декорации-эмблемы, в которых существуют все четверо: стильное однокомнатное гнездышко богемной пары; пентхаус-приемная с комфортабельной белой кушеткой, завещанной дедушкой Зигой всем поколениям психоаналитиков; церковное подворье и служебное место у аналоя, где отец Сергий наставляет прихожан. Драматург Сергей сочиняет сценарий; актриса Леночка записывает объявления станций в метрополитене; психоаналитик укладывает пациентов на кушетку; священник звонит в колокол. А тем временем меняются их судьбы. И вставленная в раму кадра художественная цитата – имитация известной картины Крамского (угадайте, какой) развеивает сложившиеся было у зрителя представления об экранных душеведах, раскрывая веер попутных смыслов и одновременно подсказывая разгадку истории, остроумно придуманной по принципу «обратного мата»: кто проигрывает, тот выигрывает.