Человеческий фактор

  • Блоги
  • Нина Цыркун

 

Подумать только – этой франшизе уже 15 лет. А Том Круз как новенький: в 49 лет он, отказавшись от дублера, ползает по отвесной стене самой высокой башни в мире Бурж Халифа в Дубаи, на высоте 828 метров, не хуже Человека-паука, бросая вызов прежде всего самому себе. Не менее впечатляет и то, что режиссер четвертого фильма про невыполнимую миссию – «Протокол фантом» Брэд Берд - дебютант, вторгшийся на территорию игрового экшена из благополучно освоенного им пространства анимации Pixar.

Продюсеры явно шли на крайние риски, пытаясь взять реванш за неудачную третью часть серии. Можно сказать, бросились в эту авантюру с отчаянием самоубийц – пан или пропал.

Риск оправдал себя; Брэд Берд переиграл даже матерых предшественников Брайана Де Пальму и Джона Ву, не говоря уж про Дж Дж Абрамса. Берд воспользовался преимуществами, наработанными в анимации, и поставил фильм, в котором захлест за правдоподобную реальность сбалансирован умиротворяющей человечностью, даже иной раз сентиментальностью.
Действие фильма – не скажешь: стоит – летит – на трех китах: динамичность, не позволяющая зрителю призадуматься; хорошо истоптанный беспроигрышный ход с невинно обвиненным героем, восстанавливающим справедливость, и щедрой дозой юмора, который оправдывает и первое, и второе. Это уже не ирония, это откровенная самопародия, так что глупо вычислять, чего здесь больше – ностальгии по четко обозначавшим границы своих/чужих временам «холодной войны», или же предчувствия ее возвращения. Пародийно уже само использование географических координат, завещанное Альфредом Хичкоком, поданное с предельной навязчивостью: если Россия – то Кремль, если эмираты – то верблюды, Бурж Халифа и песчаная буря. Если русские – то люди в форме, если арабы – то бедуины и шейхи.
Что же касается инноваций, то и здесь вектор обоюдоострый: с одной стороны, на каждом шагу гаджеты; с другой – как раз айтишные штучки, вроде перчаток Геккона (которые прилипают к вертикальной стене, помогая передвигаться по ней), и подводят Итана «Круза» Ханта на каждом шагу, а вот его и его команды человеческие качества остаются самыми надежными. (Отдельное спасибо авторам сценария Джошу Аппельбауму и Андре Немецу). Таким образом то, что пару десятилетий назад считалось тормозом или элементом риска – человеческий фактор - теперь доказывает свою неисчерпаемую ресурсную мощь.

 

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Все согласны на моральную катастрофу

14.11.2011

Интервью Даниила Дондурея «Новой газете» о кризисе морали в современном российском обществе.

Новости

В Бишкеке состоится Форум молодого кино стран СНГ «Умут»

13.10.2016

Форум Молодого кино стран СНГ "Умут" пройдет в Бишкеке, Киргизия, 28-31 октября 2016 года. Первые "Умуты" в 2013-2015 годах собирали кино иключительно национального производства, но в этом году Форум стал международным. Программа состоит из четырех конкурсов: конкурсы, международный и национальный, игрового короткого метра и конкурс документальных фильмов, международный и национальный. Каждую программу будет оценивать отдельное жюри, членами которых станут известные кинокритики, киноведы, режиссеры и продюсеры стран СНГ и Балтии.