Новые приключения американцев в России
- Блоги
- Нина Цыркун
На широкие экраны вышел боевик Кеннета Браны «Джек Райан: теория хаоса» с Крисом Пайном, Кевином Костнером, Кирой Найтли и самим Кеннетом Браной в главных ролях. О новой порции приключений знаменитого героя Тома Клэнси, как обычно, сосредоточенных на противостоянии двух сверхдержав в эстетике «новой холодной войны», рассказывает Нина Цыркун.
Том Клэнси ушел из жизни в прошлом году, оставив не только целую библиотеку политического триллера, но еще и медиа-империю фильмов и видеоигр. Теперь эта империя расширится: еще не все романы экранизированы, а уже пошли картины по оригинальным сценариям с участием его героев. «Джек Райан: теория хаоса» – первый из них, видимо, открывающий перспективный ребут, и снимать его доверили британскому ирландцу Кеннету Брана. Режиссер подошел к проекту во всеоружии опыта не только с «Тором» и «Железным человеком 2», но и экранизаций Шекспира. Экшен, в котором Брана давно освоился, ему уже вряд ли интересен в чистом виде, а вот Шекспир…
«Джек Райан: теория хаоса»
Но чтобы скрестить Вильяма ихнего с американским Томом, надо обладать тонким чувством юмора, иначе выйдет вампука. Тем более, что и сочинения Клэнси с их характерными коллизиями сегодня выглядят изрядно устаревшими (все-таки роман «Охота за «Красным Октябрем», где Джек Райан появляется впервые, вышел ровно 30 лет назад). И Брана выбрал путь тонкой иронии – пародии, но не «жирной».
Если пересказать сюжет фильма в нескольких словах, то выглядеть он будет вполне серьезно. Но легкий визуальный нажим в узловых местах превращает этот политтехнотриллер в сермяжном духе «холодной войны» в комедийный боевик в духе бондианы. Сценарий дебютанта Адама Козада и матерого Дэвида Кеппа собран из проверенных десятилетиями готовых блоков.
«Джек Райан: теория хаоса», трейлер
Отважный и умный главный герой (Крис Пайн) единоборствует с суперзлодеем (Кеннет Брана). В помощь ему призваны старший товарищ-цэрэушник (Кевин Костнер), который в любую трудную минуту придет на выручку, и любимая девушка (Кира Найтли) – она, напротив, нужна для того, чтобы осложнять ему жизнь и попасть в лапы суперзлодея аккурат к кульминации. Сомнений насчет исхода поединка нет.
Намек на удаленность от правды жизни в виде жанровой условности бьет в глаз особенно российскому зрителю: трудно поверить в то, что подающий надежды голубоглазый американский студент Лондонской школы экономики Джек Райан после теракта 9/11 оставляет альма матер, записывается в морпехи и отправляется в Афганистан – такое понимание патриотизма может и нормально для Америки, но у нас аналогичных примеров что-то не наблюдается. А когда Джек, выучившись ходить после тяжелого ранения, благополучно проработав с десяток лет на Уолл-стрит финансовым аналитиком, неожиданно становится оперативником и в буквальном смысле слова мочит в сортире шикарного московского отеля дюжего африканца с пушкой (см. иллюстрацию), становится по-настоящему весело.
Москва в фильме представлена подчеркнуто открыточным образом: Собор Василия Блаженного, Кремль, церковное пение, колокольный звон. Но это лишь обманчивая внешность столицы, а за привычными фасадами скрывается суперсовременная жизнь финансовых гигантов и загадочных немногословных джентльменов в бронированных автомобилях, которые прямо в сердце России организуют биржевой крах в Нью-Йорке, а то и что-нибудь пострашнее. И некого Центральному Разведовательному Управлению послать в это осиное гнездо, кроме увечного гика Джека.
Самое забавное, что выясняется: против самых навороченных систем защиты или слежки действует наипростейший прием вроде того, каким пользовался незабвенный Петр Ручечник, ловко выбивавший лопатник у фраера ушастого – как будто Джек Райан на российской земле овладел секретами русского «лома», против которого, как известно, нет приема. И пока фраер-суперзлодей беседует за ресторанным столиком с его красавицей-умницей-подружкой, Джек, будто отлучившись по пьяному делу, старым казачьим способом лихорадочно скачивает инфу с его компьютера, спасая Америку (ну и весь мир, конечно) – прямо как Харрисон Форд в «Прямой и явной угрозе» 1994 года, будто светлые головы откуда надо не способны если припечет забраться в частный комп менее рисковым способом.
«Джек Райан: теория хаоса»
Суперзлодея режиссер изобразил сам, с явным наслаждением оттягиваясь в роли олигарха Виктора Черевина, не отказав себе в удовольствии придать ему черты шекспировского масштаба. При этом Черевину и ничто человеческое не чуждо («женщины, тщеславие, водка»), что привело его к смертельной болезни. Но прежде всего Черевин – патриот новейшего разлива: ходит в храм, думает, что о благе России, ненавидит Америку и, чтобы ей досадить, не пощадит ближнего. И он одинок, разумеется; причем не только в своем офисе, напоминающем апартаменты гротескных злодеев бондианы, где ему не с кем поговорить; он экзистенциально одинок как трагический герой. И все же его не жаль – при всем актерском искусстве Кеннета Браны, пытавшемся придать ему достоинство.