Новый, но бесполезный. «Терминатор. Генезис», режиссер Алан Тейлор
- Блоги
- Нина Цыркун
Продолжается прокат фантастического боевика Алана Тейлора «Терминатор. Генезис». Нина Цыркун сравнивает нынешний – пятый фильм о всемирной войне киборгов против человечества – с первыми двумя картинами, принесшими их создателям заслуженную славу.
Кажется, что вопреки уверениям создателей фильма, утверждающих, что они сняли совершенно отдельное, самостоятельное кино, смотреть «Терминатор. Генезис» Алана Тейлора имеет смысл, только если помнишь исходник – фильмы Джеймса Кэмерона 1984 и 1991 года (два сиквела создатели «Генезиса» в расчет не берут, не говоря уж о сериале «Хроники Сары Коннор»). В этом случае сможешь получать удовольствие от многочисленных цитат и пересказов, правда, сомнительное удовольствие: вставленные в другой контекст фрагменты выглядят всего лишь клочьями непонятно для чего изодранной художественной ткани.
Можно сравнивать актерские пары, но тут удовольствия будет еще меньше. Джай Кортни в роли Кайла Риза настолько сер и невыразителен, что влюбиться в него – большая проблема, а ведь любовная интрига была пружиной действия «Терминатора». Особенно раздражает Эмилия Кларк в роли Сары, которая наверняка хотела примериться к Линде Хэмилтон, а получилось что-то вроде Надежды Румянцевой из фильма «Девчата» – хорошей артистки, да только из совсем другой оперы. Авторы сценария, видимо, писали эту роль, имея в виду Сару из «Терминатора-2», когда она встала на тропу войны, но Эмилия не обладает ни бешеной энергетикой, ни самоуглубленной страстью Линды, поражавшей своим темпераментом. Глаз и душа отдыхают на Арнольде Шварценеггере. Собственно, он – единственное оправдание возвращения к франшизе и попытка сыграть на наших ностальгических чувствах безусловно спровоцировала ее реанимацию. Слава богу, его не пытались омолодить, хотя вставки с компьютерно реконструированным Шварцем все же есть. Главное, что свое появление актер использовал как возможность самоиронии; жидкометаллический робот тут живее всех живых, синтаксически точно демонстрируя свою приобретенную благодаря Джону Коннору в «Терминаторе 2» улыбку-оскал, что смешнее всех словесных шуток и гэгов. («Я старый, но не бесполезный», – говорит он в нашей дублированной версии, а точный перевод – «Я старый, но не устаревший», и это звучит естественнее для робота определенной модели и года выпуска).
«Терминатор. Генезис», трейлер HD
Ну и, наконец, можно попытаться проследить логику движения временной петли – опять же знание предыстории худо-бедно помогает разобраться с этой логикой. Это, однако, не значит, что вы разберетесь с логикой сюжета и с превратностями жизни, отвечающими основной дилемме фильма: можно ли изменить будущее. Тут возникает подозрение, что играми со временем нас нарочно запутывают, чтобы закамуфлировать неувязки сценария. Для примера: Кайл Риз прибывает в 1984 год, как и в первом «Терминаторе», чтобы спасать Сару Коннор, но вместо испуганной официанточки встречает бой-герл. Ее с девяти лет якобы воспитывал робот T-800, хотя – как мы знаем из первого фильма – киборг встретился с девушкой, когда ей было уже 19. «Генезис», стало быть, уже не перезапуск, не reboot, а альтернативная вселенная, где возможно все, и с этой точки зрения – отдельное кино.
Чем был, не побоюсь этого слова, революционен «Терминатор»? Он скрестил кино мужского действия с традициями литературной научной фантастики; это был убойный экшен с философией, проторивший дорожку «Матрице» и многому другому. Эти и многие другие идеи его отчасти развили, отчасти растиражировали, смололи в порошок, превратили в банальность.
«Терминатор. Генезис»
Впрочем, пара новинок в «Генезисе» есть. Во-первых, появилась мысль, что Скайнет решил превращать людей в роботов с помощью нанотехнологии на внутриклеточном уровне. Однако сегодня мы являемся свидетелями того, как людей в массовом порядке обращают в роботов без всякой биотехнологической премудрости, а простым эфирным словом, так что идейка не очень впечатляет. Вторая новация кажется мне более обоснованной и приближенной к реальности: испарился христологический подтекст, введенный Джеймсом Кэмероном, неспроста назвавшем ключевого героя Джоном Коннором (Джейсон Кларк), сокращенно JC. Теперь же зритель видит дрейф борца сопротивления совсем в другом и неожиданном направлении. Жаль, что авторы сценария Лаэта Калогридис и Патрик Люссье эту трансформацию никак не объяснили.
«Терминатор. Генезис»
Возвращаясь к началу: если сравнивать «Генезис» с первыми «Терминаторами», то он более дорогой и масштабный блокбастер, оснащенный впечатляющими спецэффектами. Достаточно вспомнить эпизод на мосту Золотых ворот с зависшим школьным автобусом. Но, по-моему, эта желтая штуковина – всего лишь усложненная копия перевернутого крана из второго «Терминатора». Зато здесь по-прежнему работают старые трюки, выполненные без компьютера, – затягивающиеся раны от пуль на теле робота или просачивание сквозь решетку. И прочие примочки, сделанные с помощью покадровой анимации. Так что вне зависимости от рассуждений о том, отдельное это сочинение или нет, понятно, что нацелено оно главным образом на то, чтобы открыть дорогу своим сиквелам, и на чем там будут играть – большой вопрос.