Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
О скитаниях вечных и о Земле - Искусство кино

О скитаниях вечных и о Земле

  • Блоги
  • Нина Цыркун

После того, как в результате планетарного продовольственного кризиса Земля начала превращаться в место, непригодное для обитания, группа астронавтов с Мэттью Макконахи в главной роли отправляется в опасное космическое путешествие, чтобы найти человечеству другое жилье. О новой 170-мнутной футурологической картине Кристофера Нолана «Интерстеллар» рассказывает Нина Цыркун.


Типичная ситуация старой недоброй научной фантастики. Земля будет безвидна и пуста, как до сотворения мира. Все к этому идет. Несмотря на старания людей, картошка уже не растет в Ирландии, а в штатах американского «кукурузного пояса» не родится пшеница. Страшные пыльные бури губят посевы, и в домах, накрывая стол, тарелки и чашки ставят вверх донышком – что не запылись, пока семья рассаживается по местам. Человечеству грозит вымирание; оно, конечно, само в этом виновато, но речь не об этом, а о том, придет ли спасение, в которое, похоже, уже не верят. В последних отчаянных попытках люди отказываются от всех «ненужных» вещей: даже инженеры более не востребованы, не говоря о гуманитариях; все на сельхозработы! Прошлое стремительно забывается; на месте исторических фактов воцаряются мифы. Ответственные за образование чиновники втолковывают американцам, что не было никакого «Аполло», и Нил Армстронг не высаживался на Луне – то была инсценировка, сфальсифицированная ради того, чтобы заставить Советский Союз разориться и рухнуть под непосильным бременем космических программ. Вдовец Купер (Мэтью МакКонахи), бывший инженер НАСА, с двумя детьми-подростками живет теперь на ферме своего тестя, тщетно пытаясь спасти урожай и тоскуя по прежней работе. Случай помогает ему попасть на секретную лабораторию уже упраздненной НАСА, где силами энтузиастов готовится миссия спасения…

«Интерстеллар», трейлер

Завязка – да и сам основной конфликт фантастического фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» – по сути своей чрезвычайно сходны с теми, что задействованы в культовой дилогии Ричарда Викторова «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной». (Моя фантазия не позволяет домыслить, что сценарист Джонатан и режиссер Кристофер Ноланы видели эту дилогию; сходство здесь, так сказать, системное.) Там ведь тоже поначалу говорилось о том, что на Земле стремительно исчезают многие виды животных и растений, надо на всякий случай искать новое пристанище где-нибудь в космических далях, и набирается экипаж «отроков» для путешествия в полвека, чтобы к концу путешествия они были еще в силе. Однако, достигнув скорости света, в силу «парадокса Эйнштейна» юные космонавты и вовсе не взрослеют, им по-прежнему 13-14 лет в отличие от одноклассников, которым уже 40. Притом советский фильм 70-х, быстро выруливший из вероятностей грустных прогнозов, был преисполнен оптимизма, чего не скажешь о картине Нолана.

Interstellar-2«Интерстеллар»

Кстати, оптимизмом был проникнут и фильм Филипа Кауфмана «Парни что надо!» 1983 года, краткая история американской астронавтики вплоть до полета на Луну. Там героем был реальный человек – летчик-испытатель Чак Игер (в исполнении Сэма Шепарда) с обаятельной улыбкой, почти как у Юрия Гагарина. Купер в фильме Нолана – как будто Игер, попавший в недалекое наше будущее. Ставший ненужным, уже без улыбки, но получивший шанс снова стать героем, о котором, возможно, никто никогда и не узнает. Кроме его семьи, которую ему придется оставить ради выполнения миссии по спасению человечества.

Interstellar-3«Интерстеллар»

Подобно героям «Москвы…», экипаж звездолета «Эндьюранс» должен «прогрызть дырку в пространстве», то есть проникнуть через «кротовую дыру» к мирам, которые, возможно, способны приютить землян. Авторы фильма не побоялись нагрузить зрителя умными соображениями насчет черных дыр, гравитационной сингулярности и прочих премудростей астрофизики. Название космического корабля Endurance означает не только «стойкость», но и «выдержка продолжительностью». Почти три часа – это испытание длительностью зритель под гипнотическим воздействием прекрасного и страшного космоса, снятого пленочной камерой, а потому ощутимо вещественного, проходит не замечая времени. В напряжении держат, конечно, аттракционы с гигантскими водяными валами или ловушками ледяной пустыни далеких планет, с причудливыми сюрпризами искривленного пространства (работа оператора Хойте Ван Хойтемы). Но, пожалуй, еще сильнее притяжение «черной дыры» переживаний Купера и его умницы-напарницы Амелии (Энн Хатауэй). В отличие от чеканных героев «Стар Трека» и им подобных, Купер испытывает не гордость за возложенную на него миссию, а тоску одиночества, разочарование (в том числе в коллегах) и сомнения насчет того, имел ли он право оставить детей на старика-тестя ради блага всего человечества. Теперь вот он бессильно следит за их радостями и горестями во время сеансов односторонней связи раз в десятки лет.

Interstellar-4«Интерстеллар»

Кристофер Нолан с братом-сценаристом Джонатаном свою миссию, видимо, видят в том, чтобы превращать цельных эпических героев без страха и упрека в романные персонажи с болезненным надломом. Так было с Бэтменом, переродившемся в их руках в мрачного Темного рыцаря, так произошло и с условным Чаком Игером, попавшем во времена, не столь отдаленные от наших. В них-то, скорее всего, все и дело.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Объявлены итоги второго конкурса сценариев «ЛИЧНОЕ ДЕЛО»

10.01.2013

Журнал «Искусство кино» завершил проведение конкурса сценариев полнометражных игровых фильмов, под девизом «Личное дело», который мы осуществили при поддержке Фонда «Финансы и развитие». Всего в конкурсе участвовали 794 сценария из 19 стран. Комиссия экспертов, в которую входили кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева (автор пяти книг о кино), кандидат искусствоведения Кристина Матвиенко (преподаватель курса современной драматургии во ВГИКе) и Алексей Медведев (создатель фестиваля «2morrow» и «2 в 1», критик, переводчик, арт-директор других отечественных кинофестивалей), отобрали: