Отец и солдаты

  • Блоги
  • Нина Цыркун

На экраны вышел «Искатель воды» – исторический фильм режиссера Рассела Кроу, в котором персонаж Рассела Кроу ищет своих сыновей, растаявших в дыму Первой мировой. Признав, что зрелище это относительно бесхитростное и непретенциозное, Нина Цыркун все-таки нашла, за что высоко оценить картину.


Такое кино и следовало ожидать от режиссерского дебюта Рассела Кроу: без всякого замаха на новое слово в художественной культуре, мужественное, миролюбивое, немного сентиментальное, можно сказать – пацифистское. Кроу – идеал сильного мужчины, который обязательно должен быть незлобивым и незлопамятным. Бывают, конечно, и злые сильные мужчины, но это, как говорил персонаж пьесы Островского, уже другой сорт-с.

«Искатель воды» приурочен к столетию событий, о которых идет речь, то есть к одной из самых кровопролитных битв Первой мировой войны. Было это на территории Турции, на полуострове Галлиполи, где Антанта вела бои против Османской империи. Хоть Россия и входила в блок Антанты до большевистского переворота, и ей даже обещали отдать в случае успеха этой кампании Константинополь и проливы, у нас об этой странице истории широкая публика знает мало, как и вообще обо всем, что происходило на фронтах мировых войн без активного участия российских войск. Ведь, если честно признаться, то и о высадке союзников (ныне называемых «партнерами») в Нормандии во время Второй мировой эта самая широкая публика узнала разве что благодаря рядовому Райану. Для австралийцев и новозеландцев Галлиполи – это почти то же, что для нас, к примеру, Севастополь. Одним из первых на экране рассказал об этой боевой операции Питер Уир в 1981 году; в нашем прокате его «Галлиполи» не было. Там, конечно, рассказывалось и о битве 7 августа 1915 года, где участвовал австралийский и новозеландский корпус АНЗАК, в составе которого воевали трое сыновей Джошуа Коннора, героя Рассела Кроу.

The-Water-Diviner-2«Искатель воды»

«Искатель воды» – фильм не о войне, а о том, как она отзывается на судьбах и душах людей. Толчком для написания сценария стала строчка из одного подлинного письма военных времен о том, как один отец из Австралии в поисках сына добрался до турецкого берега. Когда туда попал экранный фермер Джошуа Коннор, выяснилось, что официальные лица Британской империи, за которую ушли воевать его сыновья, только и могут, что чинить ему препятствия, и парадоксальным образом как раз бывшие враги станут ему помогать. Свою роль сыграет еще и такой мистический момент, как способность Джошуа чуять воду; оказалось, что она может и по-другому пригодиться.

Для упомянутых официальных лиц военные потери – дело статистики и утилизации. Вторая мировая кроме всего прочего стала первой, после которой убитых стали опознавать и хоронить под своими именами. А раньше просто сбрасывали в общий ров, присыпали известью и закапывали. Ну и ежели Артур, Эдвард и Томас Конноры были убиты в ходе Дарданелльской кампании, их идентифицируют и персональный столбик над могилками поставят; а вы, папаша, езжайте домой, мы вам билетик купим за казенный счет и присмотрим, чтобы вы не опоздали на паром. Но Джошуа не послушался. Его воспитанные отцом на «героической ерунде» дети ушли воевать не за земли (им своей хватало), а «за принцип», теперь и ему пришел черед идти на принцип: человек из доминиона отстаивает свое право перед чиновниками метрополии. Ему почему-то надо найти и если придется, то похоронить сыновей в родной земле.

«Искатель воды», трейлер

Этой «иррациональной» идеей и движется вполне предсказуемый сюжет, разбитый на блоки, будто взятые напрокат из множества других фильмов и не обязательно связанных с военной тематикой. К примеру, линия Джошуа – хозяйка гостиницы, потерявшая на войне мужа Айша (Ольга Куриленко) отсылает к мелодраме «Хороший год» Ридли Скотта, где герой того же Рассела Кроу тоже приезжал издалека в чужие края и встречал местную красавицу (Марион Котийяр). Жанрово разнородные эпизоды, уводящие то в драматическую и даже трагическую, то в романтическую, лирическую или в мистическую сторону держатся в основном на харизме Рассела Кроу, новозеландско-австралийского брата нашего Серго Закариадзе, сыгравшего в фильме «Отец солдата» такого же крестьянина, только из кахетинской деревни, отправившегося к раненому сыну на фронт.

The-Water-Diviner-3«Искатель воды»

Вполне традиционный и безыскусный «Искатель воды» лавров за пределами родной ойкумены не стяжает (Австралийский киноинститут премировал его как лучший фильм – святое дело), но все равно есть за что сказать спасибо режиссеру, выбравшему именно этот сюжет для дебюта – ведь с его-то авторитетом мог бы что угодно своим престижем осенить. Однако я, к примеру, не помню, чтобы кто-то из наших режиссеров посвятил свой военный фильм всем жертвам войны; а Рассел Кроу, рассказав, казалось бы, частную историю, сделал именно так – посвятил «Искателя воды» всем павшим на Первой мировой, всем воевавшим и всем мирным людям, всем 37-ти миллионам жертв безумия. Благородный жест сильного человека.

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  

Новости

«Меридианы Тихого» объявили программу 16-го кинофестиваля

28.08.2018

XVI международный кинофестиваль «Меридианы Тихого» пройдет во Владивостоке с 21 по 27 сентября. В программу крупнейшего российского форума Дальнего Востока вошли 180 фильмов из 37 стран.