Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Пещера забытых слов. «Нагорная проповедь», режиссер Лю Юнуи - Искусство кино

Пещера забытых слов. «Нагорная проповедь», режиссер Лю Юнуи

  • Блоги
  • Иван Чувиляев

В параллельную программу ММКФ «Спектр» вошла корейская драма «Нагорная проповедь» с любопытной «экуменической» предысторией. Режиссер картины – буддистская монахиня, первосвященник Международного буддистского храма в Ордене корейского буддизма и по совместительству чрезвычайно плодовитая кинематографистка сняла фильм, посвященный... вопросам христианской этики. Экстравагантным проектом заинтересовался Иван Чувиляев.


mmkf logoЧто может быть хорошего в двухчасовом сугубо разговорном фильме о сути христианства? Особенно если действие в нем, как в какой-нибудь телевикторине, сопровождается синтезаторными аккордами, а главную роль играет звезда корейского тинейджерского кино Пэк Со Бин (в «Проповедь» он перемахнул прямиком из «Школы зомби»). Ученическая и робкая форма встречается с претенциозным содержанием – разве это не достаточный повод, чтобы за километр обходить подобный опыт? Оказывается, нет. «Нагорная проповедь» Лю Юнуи – пример того, что далеко не всегда пафос в сочетании с робостью порождают убожество. Ее фильм – доказательство того, что иногда результат такой встречи может быть вполне примечательным.

Преподаватель в аудитории университета дает студентам задание – обсудить, что значит «Блаженны нищие духом, ибо они обретут Царствие небесное». Студенты удаляются в пещеру, чтобы разобраться в нюансах христианской морали. А заодно – и в себе самих. Дальше в режиме реального времени зритель следит за рассуждениями корейских юношей о том, что значит тот или иной постулат Евангелия. Единство Отца, Сына и Святого духа, например.

Режиссер «Проповеди» Лю Юнуи не боится плакатных образов. И недаром загоняет своих буршей сюда – то ли в платоновскую пещеру, то ли в раннехристианские катакомбы. Вместе с теологическими спорами в корейский фильм перекочевывают прочие архетипы европейской культуры. И обретают на экране, благодаря своеобразной энергии неофита, совершенно иные, почти мультяшные краски.

nagornaya propoved 01«Нагорная проповедь»

«Проповедь» рискованно смешивает сартровскую «За закрытыми дверьми» с разговорным рязановским «Гаражом». Балансирует между чисто театральной условностью и абсолютной приземленностью; метафоричностью диалогов и бытовым измерением тех, кто их ведет; буквальностью экранного действия и попытками его преодолеть. С одной стороны, это настоящая «пьеса для чтения», составленная из теологических бесед, подробный разбор заповедей и догм. С другой, Лю Юнуи честно пытается «оживить» эти диспуты. Пусть и топорно: каждую догму очередной оратор доказывает случаем из жизни, анекдотом, бытовым примером. «Не убий, говорят, вот и я так думаю: вот мой сосед убил жену, а потом его посадили».

Но еще неожиданней, что этот нехитрый и претенциозный видеоспектакль срабатывает. Если есть «кино для верующих», то «Проповедь» можно считать эталоном такого формата. Представителю западной цивилизации, в том числе нашему соотечественнику, диалоги героев могут показаться дикарскими. Может быть, причина в том, что Корея стала христианской совсем недавно, лет тридцать-сорок назад. Архетипы, укоренившиеся в Европе, здесь в новинку. Христианство «Проповеди» подкупает именно этой свежестью взгляда, неофитством. Это современный взгляд на архаику, попытка найти ей применение в дивном новом мире. Тем любопытнее верующему, не говоря уже о богословах, слушать-смотреть наивные, примитивные, топорные диалоги студентов. Форма здесь соответствует содержанию: то и другое подкупающе наивно, примитивно, школярски. Но по-своему обаятельно.

В некотором смысле Лю Юнуи сняла сиквел скорсезевского «Молчания»: там западные проповеденики несли Слово Божье в восточные земли. Здесь показано, как восточные умы его - и западную цивилизацию в целом - восприняли. Как гимнастику, эдакий цигун (ходят с кадилом - это, наверное, такая ароматерапия, крестятся - полезно для суставов). Как духовную практику. Это не плохо и не хорошо, но всегда полезно посмотреть на чужую карту мира. Ту, где все континенты сдвинуты, расположены иначе, чем мы привыкли. «Проповедь» именно такую возможность верующему зрителю предоставляет.

А вы знали, что большая часть населения Южной Кореи - христиане? Мне, например,чтобы узнать это, пришлось столкнуться со студентом-корейцем, который не явился на зачет, «потому что служба». Я не был уверен, что правильно понял его – в смысле? Оказалось, он на клиросе поет. Может, очень верит. Может, связки тренирует.

 

Фильм будет показан на ММКФ:
24 июня 18:15, Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь», Зал 9
27 июня 21:15, Государственная Третьяковская Галерея, Зал 1


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Телевизор – главный инструмент управления страной»

08.11.2012

Сохранение советского мировоззрения и мягкое принуждение граждан к непрерывным развлечениям, – таковы основные идеологические задачи, решаемые сегодня при помощи управления СМИ, считает культуролог Даниил Дондурей, главный редактор журнала «Искусство кино». Републикуем интервью, данное журналу «Нескучный сад».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Главный свидетель отказался от показаний против Олега Сенцова

31.07.2015

Главный свидетель в деле Сенцова — Геннадий Афанасьев, уже осужденный за подготовку в Крыму терактов, — на суде по делу украинского режиссера Олега Сенцова отказался от собственных показаний, данных во время следствия. Геннадий Афанасьев заявил, что давал показания под давлением. Это заявление оказалось неожиданным не только для обвинения, но и для защиты.