Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Постфест - Искусство кино

Постфест

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

 

Не все стоящие внимания фильмы, показанные в декабре на Артдокфесте-2011 и попавшие в номинации «Лавра», были оприходованы вашим обозревателем. Тут не скажешь, как в одном из прозаических сочинений Льва Рубинштейна, «Память, молчи». Тем более что вслед двум главным событиям доккино в самом конце ушедшего года состоялся фестиваль мастерской Марины Разбежкиной и ее мастер-класс. О чем – потом. Но про один фильм с указующим названием «Псевдёж и симулякры» Натальи Мещаниновой упомяну. Во время подготовки спектакля Руслана Маликова в Театре.doc о сквотах 90-х Наташа снимала «процесс»: репетиции актеров, малосведущих в так называемом современном искусстве и гогочущих над перформенсами, которые им предстояло воспроизвести на сцене, а также встречи этих актеров с их прототипами (Звездочетовым, Виноградовым, Осмоловским и прочими). Получилась документальная комедия, смысл которой в двойном карикатурном портрете. Художников-умников, валяющих перед камерой дурака, и артистов, эксплуатирующих свою наивность, к тому же уверенность, что художник – это тот, кто «искусство делает», а не занимается персональным скоропортящимся активизмом или размышляет про не-искусство, оно же актуальное в некий исторический момент искусство. Мне было не смешно. Спектакля я не видела – возможно, лаборатория, запечатленная Мещаниновой, доросла до рефлексивного, не отменяющего ни иронии, ни гротеска, представления. А фильм зафиксировал стереотипы обыденного мышления и восприятия актеров, сопротивляющихся непонятным ролям художников, которых они ну никак художниками вообразить не в состоянии. В этом смысле фильм Мещаниновой, конечно, документ. Но не постпамяти о сквотах, с их реальностью и мифологией, а портрет нынешних молодых людей, пусть актеров, проявляющихся на экране в ролях окультуренных, при этом не принадлежащих к истеблишменту зрителей, точно знающих, «что такое искусство», а что – «псевдёж, симулякры», то есть лишенных в своей наивности не только простодушия, но и возможности сопрягать/различать мотивации поведенческих стратегий. Вообще людей и, в частности, художников.
Камера Мещаниновой настигает пограничную территорию между актерами в ролях зрителя с обыденным сознанием и художниками, предпочитающих перед камерой выставлять не лицо свое, а маски. Камера Алины Рудницкой, получившей на «Лавре» денежный приз Эдуарда Сагалаева за фильм «Я забуду этот день», внедряется в иную пограничную зону. На территорию жизни/смерти и снимает почти немое кино – женщин, ждущих перед операционной аборта и отправляемых после операции на каталках в палату. Ничего, кроме молодых, постарше, тонких, корпулентных женщин, ожидающих операции, и коротеньких диалогов с врачом до госпитализации, вроде нужных, как видится режиссеру, для понимания сюжета (чего ждут и перед какой операционной эти женщины), в фильме Рудницкой нет. Есть еще несколько планов туманного городского пейзажа с мостом – метафоры перехода из точки А в точку Б, который (переход) в фильме длится в реальном времени перед дверью, за которой прервется жизнь ребенка, и после операции, когда вывезут из операционной упокоенных под наркозом женщин. Безмолвное время ожидания позволяет зрителю вообразить утаенный мир (мыслей, чувств) беременных перед событием. Перед абортом. Или на границе, за переходом которой -- другая жизнь.
Еще одно пограничье или жизнь между прошлым, будущим и настоящим -- «в дырке» - невольная и, конечно, бессознательная рифма к фильму «Счастье мое» Лозницы – наблюдает в картине «Шахта №8» эстонский режиссер Марианна Каат (премия «Лавра» «За лучший телефильм»). «Дыркой» зовут в Донецкой области самодеятельные шахты, которые копают в лесу, на дорогах, во дворах близ сельских домиков не только безработные шахтеры, но и дети. Дети алкоголиков, не убогие, упертые мальчики, добывающие уголь, чтобы выжить, содержать родичей, выбраться когда-нибудь «из дырки» хотя бы в Донецк. О «гнилом месте» тут речи нет. Скорее, об ожидании – этой страшной силе, взывающей к действию, провоцирующей его. Хотя действовать, независимо от более/ менее внятных мотивов к совершению действия, почему-то в самом разном пограничном (игровом, документальном) кино – или в нашей реальности? – означает преступить.

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Неотвратимость перезагрузки

Колонка главного редактора

Неотвратимость перезагрузки

22.09.2011

Одна из многих необъяснимых, но и чудесных особенностей нашей вечно неопределенной, «живой» российской Системы жизни — уклонение от достоверных знаний о самой себе. А значит, и от понимания причин происходящего — того, как один элемент целого не всегда напрямую, но косвенно, опосредованно связан с другим. Это неведение, видимо, всем удобно, оно позволяет многое делать, как говорят, «по понятиям» — закулисно, там, где на самом деле люди доверяют друг другу, и непременно в обход общих интересов.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Стартовал 66-й Каннский фестиваль

15.05.2013

Сегодня, 15 мая на Лазурном берегу открывается 66-й международный Каннский кинофестиваль. Фильмом открытия объявлена картина База Лурмана «Великий Гэтсби» экранизация одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, выполненная в в 3D. Главную роль в фильме играет Леонардо ДиКаприо. Председателем жюри в этом году стал американский режиссер Стивен Спилберг. Всего в основном конкурсе участвуют 20 киноработ.