Пастыризованный вестерн
- Блоги
- Нина Цыркун
Было время, в кинорежиссеры приходили архитекторы, физики, математики — заведомо люди с головой, с точным композиционным мышлением, со вкусом к разработке серьезной мысли, с железной логикой. Теперь отмечается массовый приход из клипмейкеров, что предполагает обслуживание незамысловатой идеи наиболее впечатляющим визуальным антуражем. Причем на фоне визуального разгульного пиршества типа «Пиратов Карибского моря» отличиться можно только крайним аскетизмом. К тому же аскетизм легче всего сходит за стильность. Судя по сюжету и месту действия, «Пастырь» Скотта Чарльза Стюарта — нео-вестерн.
Действие происходит на фронтире в постапокалиптическую эпоху, где идет битва между силами зла — вампирами и силами добра, во главе которых официально стоит Церковь, но на самом деле она предпочитает не замечать реального положения дел и от схватки решительно уклоняется, навечно демобилизовав своих солдат, именуемых «пастырями». Сценарист Кори Гудман не скрывает, что фабула фильма практически заимствована из постклассических «Искателей» Джона Форда с Джоном Уэйном в роли ветерана гражданской войны, который разыскивает племянницу, похищенную команчами. Пол Беттани в роли безымянного Пастыря тоже ветеран, только на этот раз вампирских войн, как всякий ветеран пребывающий в забвении и нищете. И он тоже разыскивает племянницу, хоть Церковь и не дает на то своего благословения. Ну и так далее.
Насчет Церкви ход интересный. Выходит, дай ей волю, спустя некоторое время она втянет в себя и светскую власть. А пока этого не случилось, вернемся к стилистике «Пастыря». Беда в том, что Стюарту пришлось впрячь в одну телегу прямодушную конягу корейского комикса Мин-Ву Хена и трепетную лань вестерна 1956 года — одиссею человека, потерявшего всех близких ему людей, сжигаемого ненавистью и вышедшего на тропу войны, но хранящего в душе моральный императив протестанта. Комикс же предполагает стереотипность и однолинейность персонажей, уж тем более если они подаются в «стильном» графическом изображении; поздний вестерн Форда, снятый в эпоху исторического перелома, характерен как раз своей многослойностью и неоднозначностью трактовок многих эпизодов. В сущности, различие между двумя этими фильмами проще всего иллюстрируется визуализацией натуры: сравните Долину монументов на границе штата Юта, которую уже в девятый раз снимал Джон Форд, доподлинно понимая мифологическую глубину этой древней пустыни (или предельно наполняя ее многозначностью), и плоскую, выразительную не больше чем взлетная полоса аэродрома, мексиканскую пустыню в «Пастыре». Ну, а чем «Искатели» не могли похвастаться, так это восточными единоборствами, которые в «Пастыре» вполне на высоте, особенно благодаря Мэгги Кью, изображающей Монахиню-«пастыршу», и конвертации в 3D. Вот, собственно, и все предъявленные достоинства; на чей-то взгляд скромные, а на чей-то замечательные.