Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Доклад президенту РФ Владимиру Путину. О влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала - Искусство кино

Доклад президенту РФ Владимиру Путину. О влиянии российского ТВ на стоимость человеческого капитала

12 ноября 2012 года в Кремле состоялось заседание президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Публикуем доклад Даниила Дондурея.

Уважаемый Господин Президент!

Я хотел бы затронуть тему необходимости общественного попечения информационной среды. Ее существенная часть — Российское телевидение — чуть ли не единственная сфера нашей жизни, которая не получает адекватного публичного рассмотрения. Абсолютный чемпион по затратам времени населения среди пятисот занятий вне сна — остается вообще без анализа. При том, что в народном хозяйстве у нас трудится 77 миллионов человек, а телевизор регулярно смотрят 120 миллионов.

Принято считать, что электронные медиа — это средство массовой информации или коммуникации. Руководители каналов, правда, уверяют, что это всего лишь «сфера обслуживания», «общественная столовая», «бытовой прибор, как холодильник» (так они говорят), предлагающий «эмоции и развлечения». Это, конечно, лукавство. За предоставление гражданам информационных и иных «услуг» стоит их наделение картинами мира, ценностями, нормами, пониманием того, как устроена жизнь. Что важно, а что — нет.

Четыре дня назад психопат, которого назвали «русским Брейвиком», расстрелял семь человек. И тут же стал героем российских медиа. Новая циничная практика привлечения внимания массовой аудитории: под видом сострадания копаться в интимной жизни известных людей, попавших в трагедию. Под видом журналистских расследований показывать оперативную съемку жестких следственных действий.

Совсем не безобидна и беспрецедентная криминализация российского эфира. Из каждых 100 героев телесериалов, а мы по их производству и показу мировые лидеры — наряду с Китаем, — 57 — связаны с преступлениями: заказчики, жертвы, следователи, свидетели. Возникает ощущение, что подавляющее большинство соотечественников являются злоумышленниками. Вот названия сериалов, показанных только на минувшей неделе на канале НТВ — «Братаны-3», «Правила угона», «Брат за брата», «Висяки». Три раза каждый день многие годы там идет программа «Чрезвычайные происшествия», рассказывающая в стиле учебника о восьми тысячах преступлений в год. Сюжеты о каннибалах, маньяках регулярно открывают выпуски новостей, наполняют документальные и другие форматы. Советская лакировка сменилась куда более доходным описанием человеческих низостей. У нас очень креативное телевидение.

За этим стоит жестокая диктатура рейтинга, с помощью которого распределяются рекламные деньги. Чтобы зрители держали свои телевизоры постоянно включенными, легче всего пользоваться «понижающей селекцией» — то есть двигаться вниз, в подсознание, к инстинктам — опираться на чувство опасности, интерес к слухам, патологиям. А вот стремление вверх — к развитию личности, интеллекту — сильно уменьшает аудиторию. Следовательно, лишает каналы денег. Тут элементарный бизнес — ничего личного. Никто не планирует нанести вред отечеству. По ночам, когда рейтинг не учитывается, содержание эфира кардинально меняется. В это время передачи делают для думающей, конкурентоспособной страны.

За 17 лет коммерческого телевидения мы к этому привыкли, научились быть нечувствительными к агрессии, чужому горю, смерти. Демонстрация в каждой квартире образцов подобного поведения не воспринимается как ценностный террор. Частный факт: в нашей стране от 800 тысяч до 1,5 миллионов мужчин в расцвете лет работают охранниками. Их больше, чем в любой стране Европы, больше, чем полицейских — и это лишь малая часть платы общества за то, о чем рассказывает «ящик для глаз».

Почему-то ни один наш министр внутренних дел не протестовал против виртуальной трансляции беспредела, хотя такое программирование гасит, если не уничтожает, значительную часть его работы. Ни один министр экономического развития не обращал внимания на то, что качество человеческого капитала определяет производительность труда, инвестиционный климат. Урон здесь не способны компенсировать любые госзатраты на воспитание патриотизма. Это невозможно, пока эпос про бандитов — одна из любимых тем семейных развлечений в свободное время.

Ради психологической национальной безопасности пришло время заявить о том, что ценностное здоровье людей — такой же предмет попечения гражданского общества, как и защита прав осужденных, военнослужащих, иммигрантов или детей.

Салтыков-Щедрин говорил: «В России в любом деле самое главное — найти и наказать виноватого». Речь, конечно же, не идет о цензуре или каких-либо запретах — только об общественных дебатах на эти темы. У нас ведь не было обращений в суд даже по поводу появления в прайм-тайме интервью с педофилом, серийным убийцей или обсуждения с двадцатилетней девушкой в восемь вечера — в присутствии двадцати миллионов зрителей, — правильно ли она поступила, родив двух детей от собственного отца. Исследование трехлетней давности показало: создатели ТВ не хотят, чтобы его смотрели их дети. Вот мы ждем общественное телевидение. Но его бюджет в 10-15 раз меньше, чем у любого федерального канала, поэтому оно вряд ли сможет сбалансировать сложившееся положение вещей. Там должны работать гении.

Имеет смысл создать хотя бы Общественные советы из независимых от телебизнеса лиц всюду, где есть государственное участие. Понимая, что у нас очень трудно сделать их не декоративными. Не можете ли Вы, Владимир Владимирович, поручить Минсвязи тратить хотя бы какие-то средства на независимую аналитику контента. Сегодня ее в нашей стране нет вообще. Исследованиями российской экономики занимаются тысячи экспертов. Но цена воздействия электронных медиа не сводится к 5 млрд. долларов рекламных денег. Стоимость человеческого капитала, по мнению специалистов, оценивается в половину национального ВВП — т.е. в 150 раз больше.

И последнее. Нельзя ли создать аналитическую группу с участием медийного, рекламного сообществ, которая подумает об альтернативных рейтинговому механизмах финансирования. За рубежом тоже важен рейтинг, но почему-то там договорились о сдерживающих барьерах. Считают, что нельзя мировоззрение граждан полностью отдавать на откуп рынку. Даже частичная отмена моральных табу способна в конце концов разрушить и экономику.

Спасибо.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
У врат Валгаллы

Блоги

У врат Валгаллы

Нина Цыркун

По миру победоносно шагает очередной австралийский дизельпанк Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости». Как надо себя вести, согласно Джорджу Миллеру, чтобы выжить в пост-апокалитическом мире, отвечает Нина Цыркун.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Проведение фестиваля OPEN CINEMA оказалось под угрозой

15.07.2014

Оргкомитет международного кинофестиваля короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA, проходящего при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга в Санкт-Петербурге последние 10 лет, распространил письмо, в котором сообщил, что в связи с принятием новых законодательных норм о правилах проката российского кино многие его показы оказались под угрозой.