Бизнес vs. эконом-класс
- Блоги
- Зара Абдуллаева
Зара Абдуллаева размышляет о заурядном, но претенциозном триллере «Красные огни», в котором Сигурни Уивер отдается роли из последних сил, а Роберт Де Ниро мастерски валяет дурака.
Всем актерам нужны главные роли. Тем более, Сигурни Уивер, не обласканной режиссерами. Даже Де Ниро, который в зрелом, трудном для звезды возрасте наигрался в комедиях — сколько же можно. Родриго Кортес предложил им в «Красных огнях» сюжетную борьбу, сшибку эффектов, характерных для манипуляторов (экстрасенсов или режиссеров) и разоблачителей «магии» (психологов или агентов госбезопасности).
Уивер играет сильно немолодого — стильного доктора Мэтисон. Она готова жизнь отдать (и отдает), чтобы бескомпромиссно (в институте паранормальных исследований) бороться с целителями-шарлатанами и прочими шоуменами этого сорта.
Де Ниро, тут похожий на дирижера Темирканова, выступает на американских эстрадах в роли великого и могучего Саймона Сильвера, слепца, оперирующего без скальпеля, пальцами, читающего мысли, как водится, на расстоянии, гнущего ложки, вилки и т.д. Тридцать лет его никто не видел после сенсации — после того, как во время шоу прямо в зале умер от разрыва сердца журналист, пытавшийся раскусить «волшебника». И вот — новое турне.
Тема диктатуры зрелищ, наркотического кайфа, который опьяняет массы при встрече с экстрасенсами, Кортесом разработана вроде бы ловко, простенько и мелодраматично (у доктора много лет лежит в коме сын; у физика, помогающего доктору, тоже есть рана — смерть матери по вине экстрасенса). Однако, как сказал мой товарищ, «тема не раскрыта».
Доктор Мэтисон занимается и частной практикой, собирает данные: ездит к придуркам, верящим в привидения или в парящие столы, а на лекциях объясняет вдумчивым студентам законы трюков, которыми, если упражняться в сноровке, может овладеть каждый. Одна студентка, разумеется, становится помощницей-любовницей физика, догадавшись (пока физика избивал наймит шоумена), что слепец Саймон — не слепец; а другой студент помог ей по видеозаписям, сделанным во время исследований «экстрасенса» на предмет его аутентичных способностей, обнаружить его талант шарлатана.
На первый взгляд, в «Огнях» муссируется техника контроля — вообще-то тотального, ну, на примере или в сюжете про обывательскую «веру в чудо». Так вот, для удачного оболванивания масс трудящихся и отдыхающих требуется исполнить правило №1: направить их внимание в нужное место, сторону, точку пространства. Но для такого глобального замысла Кортес — режиссер жидковатый. Поэтому он давит — против правил сюжетного расклада — на психоложество и вменяет артистам реплики про то, насколько «мы» доверяем себе или знаем/не знаем себя. Ясное дело, молодой голубоглазый физик признается, что чувствует себя экстрасенсом. Еще точнее, настоящим — в отличие от «магов» бизнес-класса — ясновидящим. Этим-то он смущен, окрылен, измордован, вдохновлен. Это и есть мотивация его помощи жесткому честному доктору.
Замахнувшись на вопрос об иррациональной стороне природы человека, даже если он занимается естественными науками, Кортес снял заурядный триллер о бизнесе фокусников, усыпляющих бдительность, разум зрителей и псевдоученых из отдела, получающего большой бюджет, и раздражающий такой несправедливостью доктора Мэтисон.
К слову, по ходу фильма она то и дело глотает таблетки, а во время шоу ненавистного Сильвера умирает в своей лаборатории. Так Кортес вменяет зрителям «Огней» загадку: умерла она от хронической болезни или от «пассов» ее идейного, но физически опасного противника?
Де Ниро же демонстрирует показательный номер профессионального цинизма — не в этическом, а в медицинском, так сказать, смысле слова. Грим слепца с тонкими губами и шевелюрой неприятен, однако комичен, но комичен своей ложной величавостью. Поэтому не хочется ворчать про его «картонность» в заурядном, хотя и претенциозном триллере, где Уивер отдается роли из последних женских сил, а Де Ниро экономно валяет дурака с инфернальными примочками артиста, он же экстрасенс Саймон Сильвер.