Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Ревущие 20-е - Искусство кино

Ревущие 20-е

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Одновременно открывающий 66-й Каннский фестиваль и выходящий в российский прокат «Великий Гэтсби» База Лурмана предстает, по мнению Нины Цыркун, чуть ли не постраничной иллюстрацией одноименного романа, но при этом сам дух эмблематичного для «века джаза» знаменитого произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда полностью выветрился из картины. 


Интересно, неужто Лурман сам решил снимать этот фильм в 3D? Ведь оправдание этому – исключительно в попытке привлечь аудиторию, которая, вероятно, считает, что все, что не 3D– отстой. Впрочем, Лурман любит шумные крупномасштабные зрелища, которые воспроизводил в «Мулен Руже». И хотя особняк Джея Гэтсби – не театр-варьете, но вечеринки там хозяин задавал знатные – и вот вам необъятное поле работы для художника-дизайнера (в первую очередь также сопродюсера и жены режиссера Кэтрин Мартин) и художников-костюмеров, плоды которой упоенно сняты Саймоном Дагганом.

the-great-gatsby-
«Великий Гэтсби»

Ар-деко и соблазнительные туалеты женщин скорее раздетых, чем одетых – товар, всегда пользующийся зрительским спросом. А если смонтировать с планами Долины шлака, где копошатся серые «шлаковые человечки» с лопатами, то вроде как и социальный акцент появится. Хотя в романе звучала тема других социальных различий: между циничным, эгоистичным Востоком и простодушно-сердечным Средним Западом; между нуворишами и заносчивыми богачами-наследниками отцов-пилигримов. Это так остро волновало самого писателя, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, что дало повод Эрнесту Хемингуэю подколоть его в «Снегах Килиманджаро» за восторженное благоговение перед богатыми.

Шлаковая долина все же и в романе присутствует, хоть и минимально, а вот обрамление в виде консультации героя-рассказчика Ника Каррауэя – то ли у психиатра, то ли у психотерапевта – это, видимо, тоже из разряда «крючков», на который авторам экранизации желательно подцепить зрителя. Но в этом плане непонятно, почему тогда из сценария выпала любовная линия Ника и гольфистки Джорданы Бейкер, удваивающая линию Гэтсби и Дейзи, что вообще-то немаловажно для общей идеи романа. Почти совсем слинял образ миссис Миртл Уилсон, так сочно сыгранный Карен Блэк в фильме 1974 года – здесь она жертва, и только.

Из сказанного следует, что смотреть фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» следует отрешившись от романа и не предвкушая встречи с этой книгой. Что же касается упомянутого бравурного эпизода вечеринки (точнее сказать – празднества) в доме Гэтсби, то было бы непростительно лишать режиссера возможности развернуться тут со всем размахом. В любой экранизации картинки «века джаза» – самое лакомое блюдо, начиная с немой ленты 1926 года Герберта Бренона, изображавшей девушек в купальниках в бассейне с бокалами в руках, и заканчивая фильмом Джека Клейтона (еще была телеверсия, ну да бог с ней), изобиловавшей шумными кадрами чарльстона и фокстрота.

the-great-gatsby-2013-Movie-Poster
«Великий Гэтсби». Постер к фильму

И тем не менее, всякий раз, когда заходит речь об этом романе или его экранизациях, ужасно хочется дознаться: а где же тут сам Ф. Скотт Фицджеральд? Кто он – Ник ли Каррауэй или Джей Гэтсби? И потом, конечно, кто такой Джей Гэтсби? (С Ником-то все ясно – он простой, как правда, выходец со Среднего Запада; за Тоби Магвайером так и видишь Спайдермена в его вечно подростковой ипостаси). И тот, кто идет сейчас в кинозал за ответами на эти вопросы, их получит. В отличие от загадочного Гэтсби в исполнении Роберта Редфорда, появлявшегося словно Чарльз Фостер Кейн в своем пустынном Ксанаду, Гэтсби Леонардо ДиКаприо – наивный романтик с прозрачным криминальным прошлым, не наложившим на него своего негативного отпечатка. Как и хотел Фицджеральд – мужчина неопределенного возраста, который, впрочем, можно прикинуть, но это никакой особой роли не играет. Актеру на всякий случай густо загримировали лицо – ни единой морщины. Хоть Джей Гэтсби и плавал долго по морям, и воевал в окопах Первой мировой, но гламур безумных 1920-х не допускает такого натурализма. Потому и Долина шлака присутствует лишь в виде какой-то подземной тени царства Аида, Таната и Гипноса. Все, что мы всегда хотели узнать о Джее Гэтсби, доступно в ключевой сцене в отеле «Плаза», где ДиКаприо проявил свой темперамент и способность тонкой нюансировки.

the-great-gatsby-official-trailer-2-video
«Великий Гэтсби». Из официального трейлера

И еще что надо сказать. Навязчивый закадровый текст из уст Ника как говорящего хронографа оправдан уже тем, что в финале звучат те замечательные, невероятно грустные слова, подводящие итог эпохе и выпавшие из экранизации 1974 года.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Ханты-Мансийске определили победителей XVI мкф «Дух огня»

07.03.2018

5 марта в Ханты-Мансийске состоялась церемония закрытия XVI международного фестиваля кинематографических дебютов «Дух огня». Публикуем всех победителей всех конкурсных программ форума.