Ревущие 20-е
- Блоги
- Нина Цыркун
Одновременно открывающий 66-й Каннский фестиваль и выходящий в российский прокат «Великий Гэтсби» База Лурмана предстает, по мнению Нины Цыркун, чуть ли не постраничной иллюстрацией одноименного романа, но при этом сам дух эмблематичного для «века джаза» знаменитого произведения Фрэнсиса Скотта Фицджеральда полностью выветрился из картины.
Интересно, неужто Лурман сам решил снимать этот фильм в 3D? Ведь оправдание этому – исключительно в попытке привлечь аудиторию, которая, вероятно, считает, что все, что не 3D– отстой. Впрочем, Лурман любит шумные крупномасштабные зрелища, которые воспроизводил в «Мулен Руже». И хотя особняк Джея Гэтсби – не театр-варьете, но вечеринки там хозяин задавал знатные – и вот вам необъятное поле работы для художника-дизайнера (в первую очередь также сопродюсера и жены режиссера Кэтрин Мартин) и художников-костюмеров, плоды которой упоенно сняты Саймоном Дагганом.
«Великий Гэтсби»
Ар-деко и соблазнительные туалеты женщин скорее раздетых, чем одетых – товар, всегда пользующийся зрительским спросом. А если смонтировать с планами Долины шлака, где копошатся серые «шлаковые человечки» с лопатами, то вроде как и социальный акцент появится. Хотя в романе звучала тема других социальных различий: между циничным, эгоистичным Востоком и простодушно-сердечным Средним Западом; между нуворишами и заносчивыми богачами-наследниками отцов-пилигримов. Это так остро волновало самого писателя, Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, что дало повод Эрнесту Хемингуэю подколоть его в «Снегах Килиманджаро» за восторженное благоговение перед богатыми.
Шлаковая долина все же и в романе присутствует, хоть и минимально, а вот обрамление в виде консультации героя-рассказчика Ника Каррауэя – то ли у психиатра, то ли у психотерапевта – это, видимо, тоже из разряда «крючков», на который авторам экранизации желательно подцепить зрителя. Но в этом плане непонятно, почему тогда из сценария выпала любовная линия Ника и гольфистки Джорданы Бейкер, удваивающая линию Гэтсби и Дейзи, что вообще-то немаловажно для общей идеи романа. Почти совсем слинял образ миссис Миртл Уилсон, так сочно сыгранный Карен Блэк в фильме 1974 года – здесь она жертва, и только.
Из сказанного следует, что смотреть фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» следует отрешившись от романа и не предвкушая встречи с этой книгой. Что же касается упомянутого бравурного эпизода вечеринки (точнее сказать – празднества) в доме Гэтсби, то было бы непростительно лишать режиссера возможности развернуться тут со всем размахом. В любой экранизации картинки «века джаза» – самое лакомое блюдо, начиная с немой ленты 1926 года Герберта Бренона, изображавшей девушек в купальниках в бассейне с бокалами в руках, и заканчивая фильмом Джека Клейтона (еще была телеверсия, ну да бог с ней), изобиловавшей шумными кадрами чарльстона и фокстрота.
«Великий Гэтсби». Постер к фильму
И тем не менее, всякий раз, когда заходит речь об этом романе или его экранизациях, ужасно хочется дознаться: а где же тут сам Ф. Скотт Фицджеральд? Кто он – Ник ли Каррауэй или Джей Гэтсби? И потом, конечно, кто такой Джей Гэтсби? (С Ником-то все ясно – он простой, как правда, выходец со Среднего Запада; за Тоби Магвайером так и видишь Спайдермена в его вечно подростковой ипостаси). И тот, кто идет сейчас в кинозал за ответами на эти вопросы, их получит. В отличие от загадочного Гэтсби в исполнении Роберта Редфорда, появлявшегося словно Чарльз Фостер Кейн в своем пустынном Ксанаду, Гэтсби Леонардо ДиКаприо – наивный романтик с прозрачным криминальным прошлым, не наложившим на него своего негативного отпечатка. Как и хотел Фицджеральд – мужчина неопределенного возраста, который, впрочем, можно прикинуть, но это никакой особой роли не играет. Актеру на всякий случай густо загримировали лицо – ни единой морщины. Хоть Джей Гэтсби и плавал долго по морям, и воевал в окопах Первой мировой, но гламур безумных 1920-х не допускает такого натурализма. Потому и Долина шлака присутствует лишь в виде какой-то подземной тени царства Аида, Таната и Гипноса. Все, что мы всегда хотели узнать о Джее Гэтсби, доступно в ключевой сцене в отеле «Плаза», где ДиКаприо проявил свой темперамент и способность тонкой нюансировки.
«Великий Гэтсби». Из официального трейлера
И еще что надо сказать. Навязчивый закадровый текст из уст Ника как говорящего хронографа оправдан уже тем, что в финале звучат те замечательные, невероятно грустные слова, подводящие итог эпохе и выпавшие из экранизации 1974 года.