Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Русский хоррор. «Аномия», режиссер Владимир Козлов - Искусство кино

Русский хоррор. «Аномия», режиссер Владимир Козлов

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

26 апреля в Омске открылся IV Национальный кинофестиваль дебютов "Движение". В его конкурсную программу вошла "Аномия" Владимира Козлова о современных молодых людях. Зара Абдуллаева считает фильм любопытным парафразом "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, тоже поставившим в свое время нашему обществу неутешительный диагноз.


dvijenie fest logoВ этом хорроре Владимира Козлова нет примет достопочтенного жанра. И назван он по-научному: "Аномия" (от французского “anomie” – беззаконие, отсутствие нормы). Означает это понятие социальную неустойчивость, распад ценностей, а с ними – разочарования и апатию. Режиссер, сценарист и писатель Козлов вменяет своей камерной истории обобщенный диагноз нашему обществу и его обыденным обитателям. Зараза аномии распространилась незаметно, воздушно-капельным путем. Ее источник выяснить возможно, но любая культурологическая попытка окажется пошлой или недостаточной. Признаки аномии тлели в нашем организме, в теле/духе общества давно. И вот сгруппировались в прозрачном сюжете.

В каком-то смысле фильм Козлова – парафраз картины Германики "Все умрут, а я останусь", но уточнивший ритуальные признаки состояние гниющего общества и молодых героев новейшего времени. Название давнишней статьи Дмитрия Попова "Бог умер" об "Астеническом синдроме" Муратовой больше не работает. Нынешняя аномия вместе с синдромом агрессии не взывает в своем осмыслении или предъявлении к уместному прежде пафосу.

"Аномия" – хоррор тихий, беспробудный. Если его предтеча – фильм Германики – упразднил наивный "перестроечный" вопрос "Легко ли быть молодым?", то картина Козлова возвращает состоянию молодых невыносимую легкость существования.

"Аномия", трейлер

Германика снимала фильм о роевой жизни вдали Садового кольца; о жалких, грубых, сентиментальных людях, обреченных испытывать боль не от пирсинга, тошноту – не только от перебора бухла, отчаяние – не от касания бритвой вен, но потому, что "никто никого не любит". И всегда готов унизить. Все равно – из лучших побуждений или худших. В сущности, то был реквием по мечте простодушных девочек, одна из которых догадывалась: "Хорошо бы, чтоб все взрослые сдохли". В те времена девочки, апатией не скованные, не замороженные, могли себя оплакать. В фильме Козлова глаза героинь сухие. Как, впрочем, у их френда (Андрей Вареницын), анемично, "не парясь", переходящего из постели с Аней (Юлия Ельцова) в постель с Ирой (Дарья Селезнева).

Аномия – в анамнезе пофигизма персонажей, их одиночества, но и вспышек насилия, в которых, как ни странно, проявляется их вырожденческое, но все-таки человеческое начало, их неподавленная реактивность и поступки. Среднего регистра в таком пространстве, времяпрепровождении не предполагается. Либо опустошенность, заполненная дискотекой, пивом, случайными клиентами по сексу, скукой на работе, в институте, в семейном кругу. Либо – спокойная, пусть после водочки, безжалостная расплата за девичью месть. (Иру, переспавшую с дружком Ани, избивают нанятые девочки под приглядом "потерпевшей" красотки.) Цена расплаты – еще одно убийство, о других трубят информационные потоки.

anomia kozlov 2"Аномия"

Отношения подруг – красивой блондинки Ани с Ирой, внешне обыкновенной, но роковой брюнеткой – Козлов, будучи социальным диагностом, экспонирует в сценах с их родителями. У одной отец пьет, по традиции расслабляясь после офиса, где его "ставят раком". Родители другой всегда приклеены к телику. Одна не хочет работать в торговом центре, а хочет учиться, но ее упрекают, что она не поступила на бюджетный (не сдав ЕГ), а взять кредит не в их правилах. Другая учится в институте им. И.Канта и слушает лекцию патриота-гуманитария, убеждающего калининградцев в том, что "наконец мы встали с колен, что Запад разрушает нашу страну" и еще всякую хрень про масскульт или политэкономию, которую перестали изучать. Этой плакатной врезке аккомпанирует сцена у прилавка Ани с покупательницей, которую режиссер заставляет заучить пылкий монолог о душевности советского времени, которую мы потеряли, о том, что тогда было "теплее", несмотря на очереди и дефицит. Но Аня ни слова из этого монолога не понимает, совсем не врубается. Она мечтает о желтом Феррари и о большом доме у моря.

Постылые эпизоды развлечения неприкаянных девочек, у которых нет ничего, кроме их дружбы, расшиваются ритмичными сценами в электричке. Здесь Козлов позволяет себе еще один "срез общества". Представитель РПЦ предлагает девушкам сесть к нему поближе, дабы послушать проповедь про то, что "запрещает не наша церковь, а сатанинская", и, глотнув горячительный напиток из фляжки, упреждает их не слушать музыку на иностранном языке, ибо это "во тьму ведет". На что блондинка выставляет ему в рожу свой средний ухоженный пальчик.

Эти плакатные сценки (в семье, институте, электричке, торговом центре) не умаляют тоски, разлитой по экрану, тоски, которую не излечить. Аномия все-таки не анемия, которую подправляют гранатом, печенкой и витаминами. Хотя диагноз аномии все, не исключая Козлова, пытаются мотивировать. Однако сложность процесса душевного и этического распада проваливается в небытие. Но, может быть, сейчас важнее зафиксировать факты, настроение, а "художественным свистом" пренебречь? Вот и пьяный папаша одной девушки выпаливает, что его упрекают, будто он думает только о деньгах. "А о чем еще? О боге или о смысле жизни?" Время секонд хэнд.

В фильме "Все умрут, а я останусь" старательные училки хотели прочитать на уроке не только программного Пушкина, но и Мандельштама, попутно и с улыбкой обижая школьницу из классной массовки. Родители одной из тамошних героинь признавались, что они и после грехопадения "все равно" ее любят, продолжая во время утешения дочки, избитой подругами, есть из грязной тарелки, чтобы "не пачкать чистую". Владимир Козлов тоже не забывает о Мандельштаме и подсаживает к своим героиням на автобусной остановке дяденьку, прочитавшего стихотворение О.Э. "Не знаете Мандельштама?" – "Нам насрать". – А он отдал жизнь за вашу свободу". Ну, такая риторика, мягко говоря, грубовата. Как и гротескный эпизод с "миссионерами" в квартире Ани, желающими поговорить о Боге и позвонить, если ей захочется, в их офис. Или еще один привет "общественным опросам", когда прохожий указует троице персонажей, сосущим на улице пиво, что "нет на вас Сталина". Его посылают на три буквы ровно с тем же отвращением, что и любителя поэзии, пристававшего к девчонкам с Мандельштамом. Разницы нет.

anomia kozlov 3"Аномия"

Эти виньетки необходимы автору для подкрепления мысли о смерти Бога, культуры и литературы, которые в жизни, искусстве умирали много раз, еще до вскрытия аномии. Она же проявляется в иных сценах – в немотивированной тоске, неудовлетворенности героев, сидящих спиной к камере на берегу моря, которое равнодушно шумит, не дает ответов, но хотя бы не раздражает их предложениями во спасение.

Оно, это "спасение", искривляется в бессознательной аномии этих девочек и мальчика, неспособных к прощению. Тут Козлов находит точку опоры в их извращенной чувствительности. Обиженная брюнетка, родители которой – невозмутимый электорат – уехали отдыхать, конечно же, в Крым, приглашает в гости блондинку. (Она после избиения, последовавшей за изменой подруги, помочилась на нее, но раскаялась, извинилась за проступок.) Наступает бескомпромиссная развязка. А раздробление любых, не только социальных, связей достигает точки невозврата.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Гран-при юбилейного «Зеркала» завоевал «Темный зверь»

20.06.2016

19 июня в городе Иваново состоялась церемония закрытия X международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского "Зеркало", проходившего с 14 по 19 июня 2016 года в Плёсе, Иваново, Юрьевце и других городах Ивановской области.