Сам-кино
- Блоги
- Нина Цыркун
Самое замечательное в новом фильме Григория Константинопольского по его же сценарию под названием «Самка» — им же нарисованные начальные титры, стилизованные под модерн и лубок; его же (частично) музыка и финальная песня Александра Градского на стихи Поля Элюара — то есть, антураж, обрамление, фрейм. Максимальный объем работ, выполненный собственными руками фильммейкера, обеспечил не только эффективное освоение бюджета (сумма держится в тайне), но и скорость проведения указанных работ, уложившихся в отпущенное участникам группы каникулярное время.
Создалось, однако, впечатление, что последнее выросло в самоцель, и чтобы сократить время продвижения фильма от разбития тарелки до премьеры, Константинопольский поручил замечательному оператору Юрию Клименко наснимать согласно сценарию красивых кадров и без всякой заморочки склеил их через «зтм». В результате получился интересный альбом, он же видеодневник в виде легкой пародии на «Ведьму из Блэр», «Монстро» и даже «Реальных пацанов», если поиметь в виду персонажей всяких национальных видов спорта, от охоты до ментовского беспредела.
«Самка» — развесистый жанровый гибрид, основу которого составляет фольклорный лубок, сказ про то, как городскую Красавицу (Екатерина Вилкова) умыкнуло лесное Чудовище (Александр Стриженов), чтобы решить демографическую проблему, остро, как оказывается, стоящую на территории России сплошняком, включая комьюнити в виде снежных людей. Кряжистый лубок неожиданно дал побег в виде психоделической грезы, коей, видимо, делится с нами тележурналистка Лариса Дебомонова, поевшая неизвестной породы грибков из рук йети Вани. И прочие экзотические побеги имеются. Например, черная комедия с убийствами и лесом повешенных; лирические отсылки к эстетствующим российским мэтрам 70-х в виде белого пианино (усеченностью пародийно заменившего рояль) на берегу речки и остросюжетная драма соперничества — при дефиците мужчин — самок. В дамском тандеме, постоянно выясняющем, кто же они — правда соперницы или союзницы во благо России, визави «приблудной» Ларисы — законная жена Вани (Кристина Бабушкина). (Указывая на корневую проблему названием «Самка», Константинопольский, кстати, рисковал более всего: феминистки накинутся стаей и загрызут. Хотя, говорят, с тех пор, как их перестал финансировать Сорос, они сильно присмирели и большей частью переквалифицировались в более доходные профессии). Обобщая, «Самку» можно поставить в категорию охотничьих рассказов, не зря тут Иван Сергеевич Тургенев в буквальном смысле слова ночевал. Но более всего она напоминает студенческий капустник, где много остроумных шуток, но есть и неудачные, где все без особой связи нанизано на шампур заданной темы. После фильма думаешь: маргиналы все-таки трудно взрослеют. Но подростковый азарт всесокрушения и обновления потихоньку испаряется, куда же денешься, и на обломках самовластья остаются только имена в виде изысканных титров к забавному первоапрельскому сюжету.
Нина Цыркун