Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Щит как меч - Искусство кино

Щит как меч

  • Блоги
  • Нина Цыркун

3 апреля в широкий прокат выходит очередной фантастический боевик о комиксовом супергерое Капитане Америке «Первый мститель: Другая война». Нина Цыркун терпеливо изучила, что нового в девятом по счету фильме кинематографической вселенной Marvel.


Капитан Америка/Стив Роджерс – самый идеальный из супергероев, уступающий по безупречности разве что Супермену. В отличие от персонажей DC Comics во главе с Бэтменом, он не подвержен всякой там постмодернистской деконструкции и шизоидной раздвоенности, а в отличие от собрата по вселенной Marvel Железного человека не страдает сердечной недостаточностью. Стив – хороший простой парень и, хотя родился в Нью-Йорке и был перспективным студентом, выглядит как типичный житель Среднего Запада, воплощение традиционных американских добродетелей. А нью-йоркским умникам широкие народные массы не очень-то доверяют, потому что Нью-Йорк – это не Америка, как Москва – не Россия. Крис Эванс в супергеройском комиксе «Первый мститель. Другая война» именно таким и кажется – почти невзрачным, лишенным харизмы Кристиана Бейла и, уж тем более, Роберта Дауни-младшего. И сверхтехнологичным оружием не обладает: Кэп, так по-свойски зовут его в кино и в жизни, изначально был задуман как надежный оборонительный рубеж; поэтому его опознавательный атрибут – щит с национальной символикой, а про пистолет, которым его снабдили, он сразу же и забыл. Зато своим обороняюще-оборонительным щитом-диском-бумерангом пользуется виртуозно, одним броском поражая несколько целей. А еще он овладел разными восточными единоборствами и очень быстро бегает: новый сольный фильм из сериала про Мстителей как раз и начинается с того, как в очередной раз пробужденный Кэп демонстрирует свое неподражаемое качество, обегая (оберегая) вашингтонские символы столицы Америки.

Captain-America-4
«Первый мститель: Другая война»

И все-таки это уже другой Капитан Америка. Ностальгически утепленный образ Стива из «Первого мстителя», когда враг эпохи Второй мировой был четко очерчен и сомнений не вызывал, не может оставаться таким же, когда он видит, что в качества агента Щ.И.Т.а вынужден действовать в ситуации всеобщего недоверия – оказывается, вполне оправданного. Все акценты смещены, все характеристики спутаны, о чем и говорит Наташа Романофф/Черная вдова (Скарлетт Йоханссон): я ушла из КГБ, и куда же я попала?  

Казалось, новые технологии перенесут фильмы-комиксы к каким-то заоблачным спецэффектным аттракционным высотам, где растворятся и сюжет, и характеры. Конечно, всякого сверхтехнологичного добра тут навалом – от компактных энергетических дубинок до автомобиля-крепости директора агентства Щ.И.Т. Ника Фьюри (Сэмюел Л. Джексон), не говоря уж о невообразимых хеликэриэрах и квинджетах с системой вертикального взлета и посадки. Но Marvel выруливает на другую орбиту. Ключ к этой новой политике компании – появление на экране в значимой двойной роли Роберта Редфорда, ушедшего в схиму Сандэнса и как будто бы давно отказавшегося от участия в мегапроектах. Братья Энтони и Джо Руссо, которым доверили второе (после «Первого мстителя» 2011 года Джо Джонстона) сольное пришествие Капитана Америка, сделали ставку на возвращение к остросюжетности политического триллера 1970-х и сюрпризам арки героев. На последней и строится саспенс, одновременно приближая перипетии фильма к реальным коллизиям сегодняшнего дня. Редфорд, отсылая к своему персонажу из «Трех дней Кондора», на этот раз по другую сторону баррикад; не говоря уж о том, что его Александр Пирс – не рядовой сотрудник ЦРУ, а топ-менеджер Щ.И.Т.а и к тому же глава Совета Всемирной Безопасности.

Captain-America-3
«Первый мститель: Другая война»

При всех инновациях сценарий, над которым трудился целый коллектив, не обошелся без типовых конструкций комикса. К примеру, злокозненные противники Кэпа объявляют его врагом народа и предателем, но истинными предателями оказываются как раз те, кто декларирует свой патриотизм и даже делает из него профессию.

В оригинале фильм называется «Первый мститель: Зимний солдат», в нашем прокате «Первый мститель: Другая война». То и другое имеет свой смысл, то и другое образует свое кино. Зимний солдат – кодовое имя младшего друга Кэпа, Стива Баки, которого, как выяснилось, тоже заморозили до поры до времени, и теперь Стиву приходится встретиться с ним в непредвиденной ситуации. Другая война – тоже, можно сказать, кодовое имя, только уже новой политической ситуации, где география не определяет расклад сил и границу между враждующими сторонами. Так что зрителю необходима собственная система навигации в этом хаосе – свобода выбора предоставлена.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Российская смысловая матрица

07.06.2016

Культуролог Даниил Дондурей о творцах понимания российской жизни. Републикация статьи в газете «Ведомости».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Апрельский номер – на сайте

16.05.2013

Большая часть этого номера посвящена практике современного телевидения. Стена, в которую неизбежно упираются все попытки создать общественное телевидение — в широком значении этого понятия, — это, к сожалению, не только власть, чиновники и цензура или финансирование, вернее, его отсутствие. Это еще и само общество, которое не готово иметь свободное телевизионное пространство, где важную роль должны играть сами зрители, граждане. Воспитанные в том числе — или прежде всего — как раз телевидением. Каково общество, таково и ТВ? Но ведь и обратная формула неотменима!