Снег и горячка
- Блоги
- Зара Абдуллаева
Приз в номинации «Открытие» (программа «Офсайд» на фестивале 2morrow) получила бурятская картина «Булаг» режиссера Солбона Лыгденова. Зара Абдуллаева советует запомнить это имя и объясняет, почему.
Запомним имя режиссера-дебютанта и сценариста Солбона Лыгденова. А также художника, дипломированного театрального режиссера, занимавшегося разработкой и раскадровкой трюков в «Обитаемом острове», «1812», «Чужой», «Мы из будущего-2». Говорят, Бекмамбетов звал Лыгденова в Голливуд, но тот предпочел продать квартиру, одолжить деньги и снять собственный фильм. Независимость – понятие строгое.
Дебютный «Булаг» – кино взрослое, умелое, с колоссальным потенциалом. Смотреть его, уверена, любо и самым утонченным зрителям, и поклонникам крепких жанров. Кино, восхитительно придуманное, снятое (оператор Дмитрий Ильков), сыгранное, причем не только протагонистом Владимиром Шираповым в роли Виктора, алкоголика, спасшегося после нелегальной вылазки (добычи нефрита) и вернувшегося к себе – в себя – сквозь безумие белой горячки до периода распада.
«Булаг»
Лыгденов снимает в бурятском далеке отпетых мужиков, но и «благородных разбойников» в алкогольном неистовстве. Они заливаются спиртом, водкой, заманивают, обирая, в беспробудное пьянство чужаков, которые оказались в неправильном месте. Однако легендарное количество выпитого выволакивает их – в бреду или наяву – в пространство древнего мифа. Тут начинается самое интересное. Визионерская мощь киноматерии. Опьяняющая публику осмысленность спецэффектов. Внезапная и нетривиальная связь эпоса и бытовухи, повседневных приключений, ритуалов и древних обрядов с горячечным состоянием алкоголика Виктора, которого вдруг (наконец) зашкалило. Визуализация его кошмара, из которого он выйдет победителем, белой горячки, длящейся в сюрреальном (синем) цвете, в искаженных ультрареальных ракурсах, в образных метаморфозах, где найдется место хоррору и фольклорным ансамблям, впечатляет с невиданной в «нашем» кино умной силой.
«Булаг», трейлер
Одолев горячку с помощью волшебных ресурсов прамяти, Виктор выходит на светлый путь. Непропитое подсознание экранизирует встречу с всадником в поднебесье, на вершине снежных хребтов, взывающим алкоголика «очистить душу», «не жить одной жизнью, одним днем». Виктор оживляет святой источник, который забросил в пору заспиртованного отмороженного сознания. Так визуальная поэма и боевик про алкоголиков преображают все возможные жанры, которыми владеет Лыгденов.
«Булаг»
Перерождение героя, материализованное в жанровых катаклизмах, по-новому трактует (и возвышает) понятие жанра как организующего начала поэтики. Но и как фундамента реальной жизни. Это понимает Лыгденов как прирожденный (а не по диплому) художник, устраивающий в финальной коде «Булага» фотосессию. Иначе говоря, он показывает серию фотографий с родителями и другими представителями рода протагониста картины, перебитую кинокадрами с теми же участниками. В разном возрасте и пространстве (включая ВДНХ и Красную площадь), в разном времени – от начала прошлого века, сквозь 20-е, 50-е и так далее годы – режиссер дистанцирует легенду, от нее не отрекаясь, намечая контуры, образы совсем другого эпоса. А точнее, врезая в свой фильм свидетельства исторической семейной хроники. За родом род, за жанром – жизнь.