Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Снег и горячка - Искусство кино

Снег и горячка

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

Приз в номинации «Открытие» (программа «Офсайд» на фестивале 2morrow) получила бурятская картина «Булаг» режиссера Солбона Лыгденова. Зара Абдуллаева советует запомнить это имя и объясняет, почему.


Запомним имя режиссера-дебютанта и сценариста Солбона Лыгденова. А также художника, дипломированного театрального режиссера, занимавшегося разработкой и раскадровкой трюков в «Обитаемом острове», «1812», «Чужой», «Мы из будущего-2». Говорят, Бекмамбетов звал Лыгденова в Голливуд, но тот предпочел продать квартиру, одолжить деньги и снять собственный фильм. Независимость – понятие строгое.

Дебютный «Булаг» – кино взрослое, умелое, с колоссальным потенциалом. Смотреть его, уверена, любо и самым утонченным зрителям, и поклонникам крепких жанров. Кино, восхитительно придуманное, снятое (оператор Дмитрий Ильков), сыгранное, причем не только протагонистом Владимиром Шираповым в роли Виктора, алкоголика, спасшегося после нелегальной вылазки (добычи нефрита) и вернувшегося к себе – в себя – сквозь безумие белой горячки до периода распада.

bulag3
«Булаг»

Лыгденов снимает в бурятском далеке отпетых мужиков, но и «благородных разбойников» в алкогольном неистовстве. Они заливаются спиртом, водкой, заманивают, обирая, в беспробудное пьянство чужаков, которые оказались в неправильном месте. Однако легендарное количество выпитого выволакивает их – в бреду или наяву – в пространство древнего мифа. Тут начинается самое интересное. Визионерская мощь киноматерии. Опьяняющая публику осмысленность спецэффектов. Внезапная и нетривиальная связь эпоса и бытовухи, повседневных приключений, ритуалов и древних обрядов с горячечным состоянием алкоголика Виктора, которого вдруг (наконец) зашкалило. Визуализация его кошмара, из которого он выйдет победителем, белой горячки, длящейся в сюрреальном (синем) цвете, в искаженных ультрареальных ракурсах, в образных метаморфозах, где найдется место хоррору и фольклорным ансамблям, впечатляет с невиданной в «нашем» кино умной силой.


«Булаг», трейлер

Одолев горячку с помощью волшебных ресурсов прамяти, Виктор выходит на светлый путь. Непропитое подсознание экранизирует встречу с всадником в поднебесье, на вершине снежных хребтов, взывающим алкоголика «очистить душу», «не жить одной жизнью, одним днем». Виктор оживляет святой источник, который забросил в пору заспиртованного отмороженного сознания. Так визуальная поэма и боевик про алкоголиков преображают все возможные жанры, которыми владеет Лыгденов.

bulag2
«Булаг»

Перерождение героя, материализованное в жанровых катаклизмах, по-новому трактует (и возвышает) понятие жанра как организующего начала поэтики. Но и как фундамента реальной жизни. Это понимает Лыгденов как прирожденный (а не по диплому) художник, устраивающий в финальной коде «Булага» фотосессию. Иначе говоря, он показывает серию фотографий с родителями и другими представителями рода протагониста картины, перебитую кинокадрами с теми же участниками. В разном возрасте и пространстве (включая ВДНХ и Красную площадь), в разном времени – от начала прошлого века, сквозь 20-е, 50-е и так далее годы – режиссер дистанцирует легенду, от нее не отрекаясь, намечая контуры, образы совсем другого эпоса. А точнее, врезая в свой фильм свидетельства исторической семейной хроники. За родом род, за жанром – жизнь.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«Молодость» завершилась триумфом «Человеческой массы»

28.10.2013

26 октября в Киеве (Украина) состоялась торжественная церемония закрытия 43-го международного кинофестиваля «Молодость». Гран-при «Золотой скифский олень» и сертификат на 80 тысяч гривен получил студенческий короткометражный фильм «Человеческая масса» (The Mass of Men) режиссера Габриэля Гоше, Великобритания. Победитель международного полнометражного конкурса – фильм «Ило Ило» (Ilo Ilo) Энтони Чена (Сингапур) – получил сертификат на 2500 долларов США.