Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Сукебан - Искусство кино

Сукебан

  • Блоги
  • Дмитрий Комм

О японском pinky violence 70-х и его звезде Мики Сугимото, на днях отметившей 60‑летний юбилей, – Дмитрий Комм.

Сукебан – это не ругательство, а жаргонное японское выражение (буквально переводящееся «женщина-босс») и означающее предводительницу банды девушек-подростков. Еще это название популярной серии японских фильмов начала 70-х годов, относящихся к специфическому направлению pinky violence (не путать с так называемыми pink-фильмами – малобюджетными эротическими картинами, выпускавшимися независимыми кинопроизводителями). Одной из главных звезд pinky violence являлась актриса и фотомодель Мики Сугимото – архетипический сукебан японского кино.

Что такое pinky violence и кто такая Мики Сугимото? Проще всего объяснить это на примере. Возьмите «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика, уберите всю вторую половину и замените Малькольма Макдауэлла на смуглую, худощавую, мальчишеского вида особу лет 20-ти в не менее экстравагантных нарядах и гриме (а часто и вовсе нагишом) и с татуировками розочек на интимных частях тела.

В конце 60-х годов японское кино вело отчаянную войну с телевидением, оттягивавшим зрителей из кинотеатров. Выход был найден такой же, как и на Западе: показывать то, что никогда не сможет демонстрироваться на ТВ, выигрывать за счет эксплуатации сенсационной, провокативной тематики. Кто-то стал делать секс-фильмы, кто-то – брутальные драмы про якудза. Студия Toei нашла спасение в pinky violence. Японские экраны заполнили плохие девчонки с ножами и кастетами, насмерть бившиеся с мерзкими якудза и еще более омерзительными полицейскими. Фильмы этого направления часто несли анархистский, антиавторитарный месседж: представители власти – полицейские, госчиновники и даже депутаты парламента – годились в них лишь на то, чтобы их избить, а то и убить максимально жестоким способом. Что юные героини этих картин – такие, как Мэйко Кадзи, Рэйко Ике и Мики Сугимото, – и проделывали неоднократно и с явным наслаждением.

Miki-school
«Ужасная школа для девочек»

Что еще важно знать в связи с pinky violence – это был не андерграунд, вроде картин Кодзи Вакамацу, а чистейшей воды мейнстрим японского кинематографа. Картины с названиями, типа «Рок бродячей кошки», «Секс и ярость», «Ужасная школа для девочек», «Сукебан герилья», имели вполне приличные по меркам японского кино бюджеты, снимались в павильонах одной из крупнейших японских кинокомпаний и демонстрировались в обычных, а не специализированных кинотеатрах. Сегодня ставшие экзотическим объектом культа и постоянного цитирования режиссерами, вроде Тарантино и Родригеса, эти фильмы в свое время совершили важный прорыв, значительно повысив планку допустимого в японском кино. Их стильные, бесстрашные героини нравились молодым зрителям, а потому актрисы, исполнявшие эти роли, быстро становились молодежными иконами, под стать рок-звездам. Им подражали, их экстравагантный стиль одежды и манеру поведения копировали тысячи девочек по всей стране.

Miki-SUKEBAN
«Месть сукебана»

Один из основоположников pinky violence, режиссер и сценарист Норифуми Судзуки утверждал, что нашел Мики Сугимото и ее вечную подругу-соперницу Рэйко Ике в настоящих молодежных бандах. Но это был рекламный трюк. Может быть, Мики и состояла когда-то в девичьей банде, однако на момент знакомства с Судзуки она уже была популярной фотомоделью и исполняла небольшие роли на телевидении. Начав сниматься в фильмах Судзуки с 18-ти лет, Мики Сугимото тоже поначалу играла роли второго плана, находясь в тени пышногрудой Рэйко Ике. Но уже в 1972 году в картине с фантасмагорическим названием «Сукебан герилья» именно она становится предводительницей банды девушек-байкеров, отодвинув Рэйко на второстепенную роль. (Любопытно, что именно в этом фильме впервые в название было вынесено слово «сукебан».) Дебют в главной роли был успешен, и Судзуки, на радостях провозгласивший Мики Сугимото «японской Катрин Денев», тут же снимает следующий фильм из той же серии – «Месть сукебана» (также известный под названием «Сукебан блюз»), в котором Мики и ее подруги при поддержке полусумасшедшего режиссера, снимающего порно, сражались с торгующей женщинами бандой якудза.

Параллельно Судзуки запустил другую серию фильмов: «Ужасная школа для девочек» – также с Мики и Рэйко в главных ролях. В «Ужасной школе» действие разворачивалось не на улицах Токио или Осаки, а в исправительном заведении для трудновоспитуемых подростков. «Мы превращаем беспризорниц в образцовых жен и матерей» гласил девиз этой школы. Но Мики Сугимото упорно не хочет превращаться в образцовую японскую жену и поднимает других девочек на битву с развратными коррумпированными учителями-надсмотрщиками. Во второй серии этого эпоса девушки захватывают свою школу-тюрьму и вступают в крупномасштабную десятиминутную битву с полицией, используя классическое оружие пролетариата – булыжники. Видимо, благодаря этому, в России данный фильм был рекомендован газетой «Лимонка» к обязательному просмотру всем членам национал-большевистской партии.

miki2-posterВ 1973 году уже другой режиссер Садао Накадзима смешал темы обоих этих киносериалов в фильме: «Сукебан: побег из исправительной школы» - пятом по счету в сериале про похождения сукебана и самом циничном из всех. В нем практически отсутствуют характерные для картин Судзуки комедийные сцены, а героиня Мики Сугимото, сбежав из колонии, готовит настоящий террористический акт. При помощи динамитных шашек она, вместе с другими девушками, собирается захватить корабль и уплыть на нем далеко-далеко. Куда именно, она не знает, главное – подальше от Японии. Появление целой армии полицейских нарушает ее планы. После положенной яростной битвы, Мики попадает в плен, и директор исправительной школы злорадно говорит ей: «Теперь, девочка, ты попадешь в настоящую тюрьму». «Вы никогда меня там не удержите!» – кричит в ответ Мики и плюет прямо в объектив камеры – фактически, в лицо зрителю. Стоп-кадр. Финал фильма. (На иллюстрации слева: постер к фильму «Сукебан: побег из исправительной школы»)

В том же году Мики получает приз Ассоциации кинопроизводителей Японии (ANPA), как «лучшая дебютантка года». Что очень забавно, поскольку к этому моменту «дебютантка» уже снялась в полудюжине картин.

Самой знаменитой картиной Мики Сугимото является триллер «Женщина-зеро. Красные наручники», поставленный режиссером Юкио Нода в 1974 году. Основанная на одноименном комиксе, картина рассказывала о похищении дочери влиятельного политического деятеля. Полиции удается внедрить в банду похитителей своего агента – девушку по прозвищу Зеро (Мики Сугимото), некогда изгнанную из полицейских рядов за убийство иностранного дипломата. Но операция по освобождению заложницы срывается, и тогда ее отец, используя свое политическое влияние, приказывает уничтожить всех, включая собственную дочь и агента Зеро, дабы избежать публичного скандала. «Нигилистической оргией садизма» назвали японские критики этот фильм, где сцены кровавых пыток, убийств и изнасилований сменяют друг друга почти безостановочно. Одетая в огненно-красный плащ Мики Сугимото выглядит в финале картины адской фурией, истребляющей как гангстеров, так и бывших коллег-полицейских – за предательство.

Miki-zero
«Женщина-зеро. Красные наручники»

Однако времена менялись. К концу 70-х телевидение и кинопроизводители заключили между собой взаимовыгодный союз. В японском кино начинает внедряться позаимствованная из Голливуда консервативная концепция «зрелища для семейного просмотра», напрочь исключающая натуралистические сцены секса и насилия. И хотя она никогда не приобрела в Японии такое распространение, как в Америке, производство фильмов в жанре pinky violence прекратилось. Мики Сугимото пыталась сменить амплуа, сыграв верную подругу гангстера в черной комедии классика японского кино Киндзи Фукасаку «Жестокая паника – большая катастрофа» (1976). Но это было уже совсем не так весело, как сниматься в фильмах про сукебана.

В 1977 году Мики выходит замуж – причем за человека, который был ее первой любовью еще в школе – и принимает решение уйти из кино. Исполнительница ролей крутых девчонок в жизни оказалась весьма романтичной особой. И трудолюбивой актрисой: вся ее кинокарьера длилась восемь лет, однако ее фильмография насчитывает два десятка картин.

violent-panik
«Жестокая паника – большая катастрофа»

28 января этого года Мики Сугимото исполнилось 60 лет. Завязав с кино, она стала работать... воспитательницей в детском саду. А это значит, что японские детишки уже в нежном возрасте попадают в правильные руки. В руки настоящего сукебана.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На III Якутском мкф вручили снежные очки

06.09.2015

5 сентября в Якутске в зале академического Саха Театра прошла торжественная церемония закрытия III Якутского международного кинофестиваля, на которой были вручены, в частности, призы по двум конкурсным программам Арктического и Тюрко-Монгольского кино.