Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Сухой спирт. «Пианистка», режиссер Михаэль Ханеке - Искусство кино

Сухой спирт. «Пианистка», режиссер Михаэль Ханеке

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

18 января в российский прокат снова выйдет знаменитый фильм австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Пианистка» с Изабель Юппер в главной роли (2001). По нашей просьбе Зара Абдуллаева припомнила коллизии этой картины, завоевавшей на Каннском фестивале сразу три награды: Гран-при и призы за женскую и мужскую роли.


Давняя «Пианистка» выходит в ограниченный прокат накануне премьеры последнего фильма Ханеке «Хэппи-Энд». Будем считать, что это – затакт к его музыкальной режиссуре. Новая картина продолжает мотивы предыдущей «Любви». Но транспонирует их в другой тональности. Шубертовский экспромт звучал в начале «Любви» на концерте, где присутствовали ее герои. Трактовки Шуберта, как и вообще рефлексия об артистизме, были темой режиссерской композиции «Пианистки». Неслучайно, что и в том фильме, и в «Любви» главные персонажи – преподаватели музыки.

Важно, думаю, напомнить, что «Пианистка», в обход навязчивых идей Эльфриды Елинек, по роману которой был сделан фильм, не о психоаналитических банальностях, накрывших профессора Венской консерватории, с холодным блеском сыгранной Изабель Юппер. Конечно, Ханеке исследовал (в том числе) и комплексы Вены, несущей бремя музыкальной столицы, но при этом не довольствовался интеллектуальными трюизмами. Скорее, он – в подтексте «Пианистки» – имел в виду эссе Роберта Музиля «Немецкий человек как синдром»

the piano teacher 01«Пианистка»

Так или иначе, центральная коллизия этой картины разворачивается между педагогом консерватории – анархисткой Эрикой, нетривиально интерпретирующей Шуберта, – и одаренным дилетантом Вальтером, берущим у нее частные уроки (Бенуа Мажимель). Ханеке с расчетливой чувственностью тестирует классические оппозиции: природа - культура, наслаждение – боль, безумие – норма. Но не муссирует издержки прессинга буржуазного музицирования, развенчивая его в гротесковом образе экзальтированной матери пианистки (Анни Жирардо).

Этот фильм легко воспринимать (да так он и был воспринят) как фетишизацию искусства, влекущую за собой мазохистскую фетишизацию эроса. Или – как урок презрения к обдуманному вдохновению. При этом лейтмотив «Пианистки» – интерпретация музыкальных сочинений, неотделимая от актерской техники Юппер, выбранной для этого фильма.

Скандальные отношения Эрики с матерью основаны, в сущности, на конфликте разного понимания исполнения романтической музыки. Одна предпочитает эффектную игру на рояле с сильной педалью. Другая добивается отстраненных и более эксцентричных трактовок.

the piano teacher 02«Пианистка»

Поэтому «Пианистка» тяготеет к «парадоксу об актере». Поэтому и сюжетом фильма становятся версии, вариации исполнительского искусства. Этот обертон (коллизий) здесь самый волнующий, интересный. Самый загадочный.

Юппер играет роль пианистки именно так, как ее героиня учит играть и петь своих учеников. Столь неочевидная интрига придает роли Юппер романтическое звучание, предполагающее одновременно стальное самообладание и бунтарские порывы.

«Вы понимаете, что такое холодность? – спрашивает Эрика вокалиста, исполняющего песню Шуберта. – Музыка не просто описательный ряд, она не тонет в безразличии и сентиментальности». Пианистка уверяет, что «фальшивая нота в Бетховене лучше плохой интерпретации». Такие подробности, а также иррациональные вспышки «холодной» Юппер в педантично выстроенной конструкции, завораживают в обход феминистских камланий, неизменно опошляющих этот фильм Ханеке.

Зрители «Пианистки» не пытались разгадать, что скрывалось за драмой увядающей профессионалки («у пианистки должны быть крепкие нервы»), обессиленной встречей с молодым плейбоем.

С одной стороны, Ханеке намекал, что в Вене музыкой спасаются – но и пропадают от нее же, если не удается справиться с карьерой. Великую иллюзию национального характера он не рассеивал. Если надо обезвредить соперницу, Эрика засунет осколки стекла в карман своей способной ученицы накануне концерта, где та должна была сыграть в шубертовском трио. С другой стороны, подобная фабульная пряность – режиссерская уступка ухищрениям Елинек.

the piano teacher 03«Пианистка»

В конце концов, Ханеке выруливает из всех, включая культурологические и гендерные, благоглупостей не только благодаря бесстрастной маске Юппер и бодрому дарованию Мажимеля. «Пианистка», будучи, на первый взгляд, фильмом о перверсиях музыкантши, на самом деле является сочинением Ханеке на тему «новой философии» старого искусства. Строгого фильмического искусства, раскаленного режиссером с его главной актрисой на сухом спирту.

Во время каннского фестиваля Юппер ходила с татуировкой: «Бог должен быть благодарен Баху, потому что Бах – доказательство существования Бога».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Иди и смотри

Колонка главного редактора

Иди и смотри

11.08.2011

Глава МВД России Рашид Нургалиев расстроен тем, что отечественная молодежь не ту музыку слушает и не те книги читает. Его очень печалит, что наши юноши и девушки напрочь игнорируют романсы и вальсы... А вот известного культуролога Даниила Дондурея пугает запоздалость прозрений министра.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Памяти Алексея Германа

Новости

Памяти Алексея Германа

22.02.2013

21 февраля 2013 года в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни скончался режиссер, сценарист, драматург, актер Алексей Юрьевич Герман. Все, кто делает журнал «Искусство кино», пишет для него, и, уверены, читает его, восприняли эту смерть как тяжелую личную утрату. Вероятно, это прозвучит пафосно, но уход великого мастера и бескомпромиссного гражданина означает подлинную трагедию для всей отечественной культуры, искусства и общественной жизни.