Супермен разбушевался. «Бэтмен против Супермена. На заре справедливости», режиссер Зак Снайдер
- Блоги
- Нина Цыркун
На экраны вышла очередная порция приключений из жизни фантастической вселенной издательства DC Comics. Нина Цыркун считает идею этого проекта напрашивающейся, супергероев-актеров уставшими, но сам жанр комиксов – поразительно адекватным нынешней политической, и не только политической, реальности.
Перед началом премьерного показа кинокомикса "Бэтмен против Супермена. На заре справедливости" к зрителям с экрана обратился режиссер Зак Снайдер с пламенной просьбой никому не рассказывать, про что кино, чтобы всем обеспечить просмотр, свободный от спойлеров. Мне вообще-то в фильме мало удалось увидеть чего-то, что было бы достойным унесения в могилу, но – без спойлеров, так без спойлеров.
Поскольку справедливость, упомянутая в названии фильма, имеет здесь значение не социально-юридическое, а чисто номинальное (имеющее отношение к так называемой "Лиге справедливости"), то в перспективе развитие франшизы представляется в виде истории о том, как трудно не то что людям, но даже супергероям доброй воли объединиться, чтобы вместе бороться за все хорошее против всего плохого. Начать решили прямо с тяжелой артиллерии – схватки Супермена с Бэтменом. Их уже многажды сталкивали в разных альтернативных вселенных и в разных коллизиях. Еще в 40-х появился графический комикс, где папа и мама Кент усыновили не только Супермена, но и Бэтмена, так что они стали братьями. Сейчас о братстве речи нет, наоборот. И зрителю предлагается нечто вроде выбора – за кого болеть? И правда: какой герой нам нужен, исходя из современных реалий? Такой, кто ни минуты не сомневаясь в правоте своей страны и ее президента, всегда пойдет за них на бой? Или вечно пребывающий в сомнениях и готовый перейти границу дозволенного? Выбор осложняется, потому что лояльный Супермен дает повод усомниться в его безупречности, оказывается под подозрением, сильно обижается, и все это ставит его в равное положение с вечно обиженным Бэтменом. Поведение Супермена обсуждается в сенате и в телеэфире, и этот эпизод – один из самых смешных, потому что уж больно он похож на все наши ток-шоу. Вообще комиксы становятся одним из самых реалистичных жанров, и даже не хочется говорить, чем они близки к сегодняшней реальности. Хотя об одном все же надо упомянуть. Дело в том, что политика, а за ней и история делаются двумя способами: провокацией и шантажом.
"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости", русский трейлер
Что же касается выбора между Бэтменом и Суперменом, то болеть приходится исходя из актерских предпочтений. Изначально у Бена Аффлека, как я могу предположить, шансов было значительно меньше, чем у Генри Кэвилла. Но, по-моему, они тут тоже уравнялись. Не зря, видно, Бен Аффлек влезал в свое время в шкуру Джорджа Ривза, исполнителя роли Кента Кларка в фильме "Смерть Супермена". Вот в чем, думаю, проблема: поскольку Брюс Уэйн не божественного происхождения и собственными сверхспособностями не обладает, его можно "старить", что с ним усиленно и творят. Как говорит Альфред (Джереми Айронс), ему уже не удастся умереть молодым. Однако так можно и до абсурда дойти. С утомленностью Брюса Уэйна явно перестарались – сейчас он выглядит не столько как устрашающий Бэтмен, сколько как поседевший незрячий адвокат Мэтт Мердок/Сорвиголова, которого Аффлек сыграл 13 лет назад. Или почти как один из членов молодящейся старой гвардии РЭД (тоже, кстати, героев комиксов DC). Видно, как ему не хочется расчехлять бэтмобиль и влезать в бэтсьют. Но и Супермен тоже сдал и, сколько ни жжет глазами врага, ничего тому почему-то не делается. Но главное – их обоих легко подцепить на крючок чисто человеческой слабости. Что и делает тщедушный Лекс Лютор (Джесси Айзенберг), самый живой и остроумный персонаж в фильме – в отличие от супергероев, проговаривающих тексты, плохо совместимые с имиджем. (Надо оценить остроумный кастинг: после "Соцсети" Айзенберг удачно вписывается в образ хозяина империи IT-технологий).
"Бэтмен против Супермена. На заре справедливости"
Особая роль в фильме принадлежит женщинам, завязывающим и развязывающим узлы. Вотум недоверия Супермену объявляет сенатор Финч (Холли Хантер напоминает здесь Федерику Могерини), предлагающая обсудить тему демократическим путем. Лоис Лейн (Эми Адамс), как ей и положено, попадает в ситуации, требующие спасения. Мамаша Кент (Дайан Лейн), наставляя сына на правильный путь, воплощает "соль земли" – протестантскую мораль Среднего Запада. А Чудо-Женщина в исполнении прекрасной Галь Гадот в тиаре, с мечом и лассо правды вовремя вмешивается в патовую ситуацию, чтобы разрешить ее с навыками бывшего солдата израильской армии.
Словом, все на своих местах. Зак Снайдер пошел е2 – е4. Ждем, каким будет следующий ход.
БОНУС: на Youtube появился ролик интервью, в котором Бен Аффлек узнает о невысокой зрительской оценке фильма – и грустит.