Трость доктора Хэммонда
- Блоги
- Нина Цыркун
11 июня в российский прокат выходит «Мир Юрского периода» – четвертый фильм знаменитой франшизы о динозаврах, когда-то уверенно начатой Стивеном Спилбергом, а в последние годы развиваемой совсем другими кинематографистами. С новой порцией опасностей, которые принесли человечеству выращенные в лабораториях гигантские рептилии, ознакомилась Нина Цыркун.
Что бы ученые ни изобретали, у них всегда получается оружие. Эту печальную сентенцию можно было бы выбрать слоганом «Мира Юрского периода», снятого Колином Треворроу. Ученые, понятное дело, не виноваты: они лишь упоенно раздвигают границы знаемого, подстегиваемые постоянным зудом творчества. Но за плечом у них всегда оказываются те, кто на расстоянии в любом изобретении чует убийственный (в буквальном смысле слова) потенциал. В парке «Мир Юрского периода» работает лаборатория, в которой для поддержания интереса посетителей, а стало быть, увеличения прибылей, создают искусственных тварей на основе ДНК раскопанных динозавров и их братьев. Деятельность специалистов постоянно интенсифицируется: если брать ДНК не одного животного, а нескольких, получится особь с непредсказуемыми качествами. Вот и получилась.
«Мир Юрского периода», трейлер HD
Считается, что именно динозавры породили мифы о драконах, которых и изображают похожим образом. Так что динозавры в новейших инкарнациях предстают хтоническими чудовищами – драконами, обладающими змеиной морфологией и безмерной разрушительной силой. Мы теперь, конечно, помягчели нравами, и потому в отличие от античных сказителей представляем драконов-динозавров иногда добрыми, беззащитными существами, тем более зная, что они на самом деле вымерли и за себя не постоят. Но уж когда надо изобразить нечто непостижимое и по-настоящему страшное, то получается нечто вроде Индоминуса Рекса, генетически модифицированного динозавра, выведенного доктором Ву (Би Би Вонг) в лаборатории Парка. Ученые сами не знали, что творят и какими свойствами будет обладать новорожденный, но подозревали, что их могут ожидать неприятные сюрпризы, потому и дали ему латинское имя, означающее «неукротимый царь». То есть, сами себе создали проблему, чтобы было потом, с чем бороться, как будто повинуясь необоримому инстинкту вечно противостоять чему-то огромному, злобному и непостижимому. И таким образом уподобляясь героям античной мифологии, драконоборцам Гераклу, Персею, Ясону и прочим.
«Мир Юрского периода»
Вместе с тем, уместно вспомнить, что в античности драконы применялись богами с карательными и охранными целями. Так что профессиональный вояка Хоскинс (Винсент Д’Онофрио), пытающийся превратить выводок велоцирапторов в боевую единицу, служит кем-то вроде агента «богов» – тем более, что и руководствуется он вполне гуманными целями: заменить солдат-людей искусственно созданными драконами. Хотя, конечно, в нынешнее понимание гуманности его желание не вписывается: мы в ответе за тех, кого приручили. Ну, а заведомо неприручаемый Индоминус Рекс, начавшая (это самка) свою земную жизнь с того, что сожрала своего собрата, подлежит уничтожению. Это чудовище убивает все живое не чтобы насытиться, как делают все хищники, а просто так. Так что в целом философия создателей «Мира Юрского периода» действительно гуманна и отвечает мечте доктора Хэммонда (из первых фильмов) о райском уголке, где динозавры смогут мирно пастись рядом с людьми. Ну, а плану Хоскинса противодействуют другие герои.
Франшиза «Парк Юрского периода», начатая 22 года назад, к третьей картине выдохлась, и к ней долго не возвращались. Но сейчас настало время ремейков, сиквелов-приквелов, спин-оффов и прочих паразитических форм. Отчасти это можно объяснить обращением к тем временам, когда кино переживало свой последний взлет, в надежде укрепить и поддержать слабеющие силы за счет ДНК превосходящих по мощности «особей». И, конечно, никто не может предсказать, что в результате получится. Поэтому для страховки надо по крайней мере подбирать беспроигрышные компоненты.
«Мир Юрского периода»
Во-первых, это спецэффекты – и тут можно было не сомневаться в том, что компания ILM сохранит свои лидерские позиции в этом деле. Во-вторых – актерский ансамбль. Здесь первый номер – это, конечно, сильный, обаятельный и к тому же остроумный герой, вакансию которого занял Оуэн Грэди (Крис Прэтт). Ему полагается девушка, либо подлежащая спасению из опасности, либо помогающая герою. Ею стала шикарная и холодная администраторша парка Клэр (Брайс Даллас Ховард), ловко бегающая по зарослям парка на высоченных шпильках. Далее, следуя спилбергианской традиции, в команде нужны дети-подростки: Зак и Грей (племянники Клэр с их индивидуальными характерами и привычками) ведут свои линии, вовремя попадая в смертельную опасность и проявляя смекалку и отвагу. И, наконец, – сама история. Она проста, незатейлива и доступна всем зрителям с 12-ти и старше, но вместе с тем затрагивает те глубинные струны, которые возвращают нас на уровень архаичных досознательных ощущений и пробуждают древние страхи, составляющие магию «Мира Юрского периода». Неслучайно в фильме присутствует памятник пионеру клонирования динозавров, профессору-генетику Хэммонду с тростью, украшенной набалдашником из янтаря, в котором застыл комар с каплей динозаврьей крови – она долго будет питать перезапуск франшизы.