Цезарь говорит!
- Блоги
- Нина Цыркун
Если вы не смотрели «Планету обезьян: Революция», завершившую 36-й ММКФ и идущую сейчас в прокате, то вряд ли знаете, что армию наших волосатых родственников возглавляет примат по имени Коба. О том, что ждет человечество в фантастическом боевике Мэтта Ривза, рассказывает Нина Цыркун.
Фильм Руперта Уайетта, три года назад открывший ребут франшизы о Планете обезьян, заканчивался тем, как шимпанзе Цезарь возглавил побег себе подобных из жуткого приюта. На мосту Золотых ворот Сан-Франциско он вскакивал на полицейскую лошадь (как в незабываемом эпизоде фильма Франклина Шэффнера 1968 года по роману Пьера Булля) и уводил соплеменников в леса Мьюир Вудс.
Теперь в сиквеле Мэтта Ривза «Планета обезьян: Революция» уже целая армия конных обезьян. С деревянными копьями наперевес она атакует угасший и разрушенный после эпидемии обезьяньего гриппа город Золотых ворот, что напоминает осаду Рима вандалами. Парадокс в том, что возглавляет эту армию мохнатое существо с романским именем Цезарь (его вновь блистательно играет Энди Серкис), а его жену зовут Корнелия, как первую супругу Гая Юлия. Времена меняются, но мир мало меняется вместе с ними; только враждующие стороны меняют свои ориентиры и имена.
«Планета обезьян: Революция», трейлер
Кстати об именах: в фильме Уайетта сдвиг в сознании главного героя Уилла Родмена, который поначалу обозначал подопытных обезьян номерами, происходит тогда, когда он стал наделять их человеческими именами и увидел в них существа, с которыми нельзя безоглядно экспериментировать во благо человека. Это он дал своему любимцу имя Цезаря, а его соперника, выступившего в новом фильме в роли Брута (не мудрого стоика, увы; в другой ипостаси), зовут Коба. Вряд ли создатели франшизы знали, что такова была партийная кличка Иосифа Сталина, но что-то провидческое в этом есть. Коба – обезьяний «ястреб», в отличие от мудрого Цезаря не верящий в мирное сосуществование обезьян и людей, развязывает бойню, которую трудно остановить. Причем война для него – только прикрытие своих планов устранить доверяющего ему Цезаря и стать полновластным альфа-самцом.
Люди не могут противостоять этой провокации, потому что силы их истощились. Они привыкли опираться на «протезы» всевозможных гаджетов, которые без электричества превращаются в груду ржавого металлолома. В своем вымирании люди повинны сами – их выкосил вышедший из-под контроля вирус, выведенный в одной из лабораторий, где экспериментировали над бедными обезьянами. А в это время содружество «разноэтничных» обезьян – шимпанзе, орангутанов и горилл – строило свой дом и никого не трогало. Но появление в их анклаве людей нарушило равновесие.
«Планета обезьян: Революция»
Авторы сценария Рик Джаффа, Аманда Сильвер и Марк Бомбэк очень четко выстроили сценарий, дав каждому из главных героев с одной стороны свое отражение – с другой. У нежного отца, миролюбивого Цезаря, пытающегося выстроить дом для своего сообщества – потерявший жену и в одиночку растящий сына архитектор Малколм (Джейсон Кларк); у стремящегося к власти мутноглазого Кобы – взявший на себя миссию восстановления почти исчезающего с лица Земли человечества Дрейфус (Гэри Олдмен), бескомпромиссный в своей жестокости.
Если говорить о жанре сиквела, то это, конечно, фантастика, но вполне научная. Я как-то видела на канале AnimalPlanet сюжет об одной женщине-зоологе, в 60-х годах прошлого века поставившей эксперимент с обучением обезьяны, которую научила языку жестов – многие из них можно узнать в тех, с помощью которых общаются персонажи «Планеты обезьян». Жест, соединяющий предмет, действие и эмоцию – это уже слово, а как сказал Мигель де Унамуно, человек – существо словесное. Зоологу не позволили довести опыты до конца; обезьяну отобрали, насильно увезли в какой-то зоопарк и там заперли в клетку. Женщина навещала своего друга, который и через много лет не забыл, как показать, что он хочет мороженого или покататься на машине. Так что озлобленного Кобу, много лет проведшего в лаборатории, можно понять, когда он загоняет в клетки людей.
«Планета обезьян: Революция»
История экранных обезьян – это поиски ответа на вопрос, с чего начинается человек: с того ли что берет палку, или начинает пользоваться жестами и словами, или когда хватается за оружие? Похоже, что у нашего далекого предка был в этом смысле выбор. Были такие, как Цезарь с его набором правил: «обезьяна не убивает обезьяну» (то есть, себе подобного); «обезьяны вместе – это сила» и даже «знание – сила». Были такие, как Коба, который, дорвавшись до склада с оружием, палит в белый свет как в копеечку. Оказалось, что выбор этот по-прежнему актуален (особенно сегодня), а ведь шимпанзе Цезарь предупреждал: «Если начнем войну, можем потерять то, что строили, – дом!»