Цезарь говорит!

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Если вы не смотрели «Планету обезьян: Революция», завершившую 36-й ММКФ и идущую сейчас в прокате, то вряд ли знаете, что армию наших волосатых родственников возглавляет примат по имени Коба. О том, что ждет человечество в фантастическом боевике Мэтта Ривза, рассказывает Нина Цыркун.


Фильм Руперта Уайетта, три года назад открывший ребут франшизы о Планете обезьян, заканчивался тем, как шимпанзе Цезарь возглавил побег себе подобных из жуткого приюта. На мосту Золотых ворот Сан-Франциско он вскакивал на полицейскую лошадь (как в незабываемом эпизоде фильма Франклина Шэффнера 1968 года по роману Пьера Булля) и уводил соплеменников в леса Мьюир Вудс.

Теперь в сиквеле Мэтта Ривза «Планета обезьян: Революция» уже целая армия конных обезьян. С деревянными копьями наперевес она атакует угасший и разрушенный после эпидемии обезьяньего гриппа город Золотых ворот, что напоминает осаду Рима вандалами. Парадокс в том, что возглавляет эту армию мохнатое существо с романским именем Цезарь (его вновь блистательно играет Энди Серкис), а его жену зовут Корнелия, как первую супругу Гая Юлия. Времена меняются, но мир мало меняется вместе с ними; только враждующие стороны меняют свои ориентиры и имена.


«Планета обезьян: Революция», трейлер

Кстати об именах: в фильме Уайетта сдвиг в сознании главного героя Уилла Родмена, который поначалу обозначал подопытных обезьян номерами, происходит тогда, когда он стал наделять их человеческими именами и увидел в них существа, с которыми нельзя безоглядно экспериментировать во благо человека. Это он дал своему любимцу имя Цезаря, а его соперника, выступившего в новом фильме в роли Брута (не мудрого стоика, увы; в другой ипостаси), зовут Коба. Вряд ли создатели франшизы знали, что такова была партийная кличка Иосифа Сталина, но что-то провидческое в этом есть. Коба – обезьяний «ястреб», в отличие от мудрого Цезаря не верящий в мирное сосуществование обезьян и людей, развязывает бойню, которую трудно остановить. Причем война для него – только прикрытие своих планов устранить доверяющего ему Цезаря и стать полновластным альфа-самцом.

Люди не могут противостоять этой провокации, потому что силы их истощились. Они привыкли опираться на «протезы» всевозможных гаджетов, которые без электричества превращаются в груду ржавого металлолома. В своем вымирании люди повинны сами – их выкосил вышедший из-под контроля вирус, выведенный в одной из лабораторий, где экспериментировали над бедными обезьянами. А в это время содружество «разноэтничных» обезьян – шимпанзе, орангутанов и горилл – строило свой дом и никого не трогало. Но появление в их анклаве людей нарушило равновесие.

Dawn-of-the-Planet-of-the-Apes-3
«Планета обезьян: Революция»

Авторы сценария Рик Джаффа, Аманда Сильвер и Марк Бомбэк очень четко выстроили сценарий, дав каждому из главных героев с одной стороны свое отражение – с другой. У нежного отца, миролюбивого Цезаря, пытающегося выстроить дом для своего сообщества – потерявший жену и в одиночку растящий сына архитектор Малколм (Джейсон Кларк); у стремящегося к власти мутноглазого Кобы – взявший на себя миссию восстановления почти исчезающего с лица Земли человечества Дрейфус (Гэри Олдмен), бескомпромиссный в своей жестокости.

Если говорить о жанре сиквела, то это, конечно, фантастика, но вполне научная. Я как-то видела на канале AnimalPlanet сюжет об одной женщине-зоологе, в 60-х годах прошлого века поставившей эксперимент с обучением обезьяны, которую научила языку жестов – многие из них можно узнать в тех, с помощью которых общаются персонажи «Планеты обезьян». Жест, соединяющий предмет, действие и эмоцию – это уже слово, а как сказал Мигель де Унамуно, человек – существо словесное. Зоологу не позволили довести опыты до конца; обезьяну отобрали, насильно увезли в какой-то зоопарк и там заперли в клетку. Женщина навещала своего друга, который и через много лет не забыл, как показать, что он хочет мороженого или покататься на машине. Так что озлобленного Кобу, много лет проведшего в лаборатории, можно понять, когда он загоняет в клетки людей.

Dawn-of-the-Planet-of-the-Apes-2
«Планета обезьян: Революция»

История экранных обезьян – это поиски ответа на вопрос, с чего начинается человек: с того ли что берет палку, или начинает пользоваться жестами и словами, или когда хватается за оружие? Похоже, что у нашего далекого предка был в этом смысле выбор. Были такие, как Цезарь с его набором правил: «обезьяна не убивает обезьяну» (то есть, себе подобного); «обезьяны вместе – это сила» и даже «знание – сила». Были такие, как Коба, который, дорвавшись до склада с оружием, палит в белый свет как в копеечку. Оказалось, что выбор этот по-прежнему актуален (особенно сегодня), а ведь шимпанзе Цезарь предупреждал: «Если начнем войну, можем потерять то, что строили, – дом!»

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».

Кому в России нужно общественное телевидение

Колонка главного редактора

Кому в России нужно общественное телевидение

04.08.2011

Анна Качкаева. Самое время, в межсезонье, поговорить о вечных ценностях и вечной теме – кому нужно общественное телевидение? За чей счет может быть реализована эта идея? И вообще разговор об общественном телевидении – это мода накануне очередных выборов или все-таки необходимость? Об этом мы сегодня и поговорим с моим гостем, который концептуально подходит к вопросу. Социолог культуры, главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей сегодня со мной в студии.

Новости

В Роттердаме стартует Международный кинофестиваль

23.01.2013

23 января вечером в Роттердаме (Нидерланды) состоится торжественное открытие 42-го международного кинофестиваля. Картиной открытия станет драма «Мастер» (The Master) Пола Томаса Андерсона.