Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Турин-2013. Перекрестки - Искусство кино

Турин-2013. Перекрестки

  • Блоги
  • Ася Колодижнер

Впечатлениями от 31-го международного кинофестиваля в Турине, прошедшего в ноябре минувшего года, делится Ася Колодижнер.


«Я устала от депрессивного кино», – сказала Эмануэла Мартини, главный идеолог и программный директор Туринского кинофестиваля. И впрямь, даже беглый взгляд на программу Турина-2013 позволял сделать однозначный вывод: эсхатологии и нестрашной евро-чернухи стало куда меньше, чем в былые годы. Похоже, маятник, чуть задержавшись в крайней точке предельного авторского субъективизма, пошел вспять, и теперь настало время чистых жанров. Надолго ли – неизвестно, но ясно то, что горизонтальному кино с его бескомпромиссным принципом «правда и ничего, кроме», придется подождать, пока начнется реверс. Отчасти причиной таких перемен стала реакция на массовый наплыв кинолюбителей с мобильными телефонами, мини-камерами и прочими карманными гаджетами. У французов вдруг проснулся интерес к мелодраме, у австрийцев – к психоделическому хоррору, а американцы взялись за старый добрый вестерн.

«Две осени, три зимы» (2 Automnes 3 Hivers) француза Себастьяна Бетбедера, может быть, не столь рафинированная мелодрама, как «Другая жизнь» его модного соотечественника Эмманюэля Муре, но и здесь режиссер с упоением плещется в волнах новейшего сентиментализма. Молодые люди из просвещенного сословия – Арман (Венсан Макейн) и Бенжамен (Бастьен Буллон) – оказываются по разным причинам на пороге смерти. Арман заступается за незнакомку в темной подворотне и получает удар ножом. Конечно же – это начало большой любви. Амели (Мод Уайлер) и Арман, как и полагается настоящим романтикам, много путешествуют, беседуют о фильме Робера Брессона «Четыре ночи мечтателя», о «Саламандре» Алана Таннера, о картинах Эдварда Мунка. Но тут с Бенжаменом случается удар раннего инсульта, и хотя он быстро восстанавливается, пытливые врачи для проверки состояния больного спрашивают имя действующего президента (Саркози), и вот незадача – Бенжамен решительно не помнит, о ком идет речь. Это единственное, что наотрез отказывается воспроизвести его память: подсознание хипстера не хранит такие «глупости», как политика. Главное, что рядом есть любимая (Полин Этьен) и настоящий друг Арман, он же рассказчик. Обаятельнейший Арман на сверхкрупном плане – прямо как ведущий CNN, пристально и томно глядя в камеру, рассказывает зрителям эту трогательную историю, поделенную на главки. Накал чувств, крутизна сюжетных поворотов, Арман-резонер – все – как в настоящем романтическом кино.

kolodizhner-1
«Две осени, три зимы»

А вот американский фильм «Дитя Бога – C.O.G.» (C.O.G.) Кила Патрика Альвареса, классический роман воспитания. Сценарий написан по книге Дэвида Седариса – писателя, музыканта, телеведущего. Дэвид (Джонатан Грофф) отправляется в сельскую местность, где надеется познать себя, подрабатывая сбором яблок на ферме. По дороге читает Диккенса и учит японский язык. Случайно знакомится с проповедником (Дэнис О’Хейр) и становится членом общины, но когда тайны бытия почти разгадана, выясняется, что учитель – просто примитивный шарлатан.

kolodizhner-2
«Дитя Бога – C.O.G.»

Псевдо-учитель – ключевой герой еще одной весьма симптоматичной американской картины «Сладкая водица» (Sweetwater) Логана и Ноа Миллеров. Сара (Дженюари Джонс) и Мигель (Эдуардо Норьега) пытаются осваивать пустынные земли в Нью-Мехико. Уже сама фактура этой картины моментально перемещает нас на очень долго пустовавшую территорию американского вестерна. Зло олицетворяет квазирелигиозная община проповедника-многоженца (Джейсон Айсек). Мигеля убивают, дабы сладострастец беспрепятственно овладел прекрасной Сарой. Овдовев, Сара становится на тропу войны. Она решает очистить Нью-Мехико не только от сатанинской секты, но и от всех встреченных ею прежде рабов блуда и вожделения. И, словно для того, чтобы усилить жанровое великолепие фильма, она наряжается в новое лиловое платье, шляпку в тон, а кружевной зонтик помогает ей еще эффектней совершить подвиг возмездия. Так у нас на глазах вершится победа стиля над серыми буднями. Подобная феминизация вестерна только прибавляет фильму сюжетной энергии, ангажирует дополнительное зрительское сопереживание, хотя искушенный киноман, разумеется, способен расслышать в «Сладкой водице» нотки неизбежной иронии.

kolodizhner-3
«Сладкая водица»

Не осталась в стороне от жанровых поисков и картина «Метеостанция» (Blutgletscher) австрийца Марвина Крена, которая с удивительной для австрийского кино легкостью демонстрирует нам возможности современного экологического триллера – столь же мрачного, сколь и смешного. Ситуация почти по Булгакову – таяние льда на альпийских вершинах таит в себе опасность возникновения мутирующих клеток, проникающих в человеческий организм. «Роковые яйца», наводящие ужас на научных работников, стремительно размножаясь, угрожают всему человечеству. Крен мастерит картину по новейшим голливудским стандартам: компьютерная анимация способна оживить почти булгаковскую фантазию, которая заставляет зрителя и вжиматься в кресло от животного страха, и хохотать одновременно. Непутевым и инфантильным ученым приходит на помощь седовласая коренастая особа – министр по науке (Бригитта Крен). Она самоотверженно врывается в эпицентр разыгравшейся фантасмагории – почти как Ангела Меркель, спасающая железной хваткой Грецию от финансового кризиса. Сверло отбойного молотка в руках фрау министра впивается в глазницу самого страшного из мутантов, а мы, взирая на залитый кровью экран, радостно потираем руки.

kolodizhner-4
«Метеостанция»

Эти картины выглядели в Турине особенно заметно, потому что в них накопилась энергия активно мутирующих жанров, которые вливают адреналин в чахлые авторские штудии, очень часто зацикленные на идее самосозерцания и отрицающие активное присутствие зрителя.

В итоге кажутся менее радикальными, более привычными, с точки зрения чисто фестивальной конъюнктуры, фильмы, ставшие победителями. Они, по правде говоря, главный успех (в отличие от вышеупомянутых картин) снискали чуть раньше – на фестивале в Сан-Себастьяне. Это «Плохие волосы» (Pelo Malo) и «Клаб Сэндвич» (Club Sándwich) – наитипичнейшие образцы офф-бюджетного латиноамериканского кино, то тут, то там пленяющего и по сей день жюри разных фестивалей своей бескомпромиссной, программной простотой. В обоих случаях действие даже не пытается выходить за рамки локальных семейных историй, сюжеты не стесняются своего рода «робости» – никаких особенных поступков, лишь размышления частного человека о частном.

kolodizhner-5
«Плохие волосы»

Даже порой думаешь: а надо ли было вообще рассказывать всему миру о том, о чем повествует, предположим, картина венесуэльского режиссера Марианы Рондон «Плохие волосы»? Подумаешь, сюжет! – у девятилетнего мальчика вьющиеся волосы. Роскошные, на латиноамериканский манер пышные, но – вьющиеся! А вот у звезды телешоу, на которого девятилетний Эль Джефе смотрит с восторгом, – прямые. Как тут не взгрустнуть? К каким только методам ни прибегает юный страдалец, мечтающий выйти на сцену и исполнить на детском музыкальном конкурсе свой коронный номер! Нечасто Мариане Рондон удается вызвать в зале эмоции, выходящие за границы чистого умиления, но такого рода «розовый» ювенильный неореализм, как правило, эксплуатирующий бедняцкую безбытную фактуру, – еще один модный фестивальный тренд.

Милейший, наискромнейший «Клаб Сэндвич» – из того же ряда. Мексиканец Фернандо Эймбке – более опытный режиссер, сознательно не отказывающийся от своего минималистского стиля, который сделал успешным его дебют в Берлине – фильм «Озеро Тахо». Два-три дня каникул, проведенные с мамой в одном душном номере во второразрядной гостинице, кажутся юному герою этого фильма вечностью. Подростка начинают одолевать пубертатные фантазмы, не дающие спокойно спать по ночам. Бедолаге трудно безучастно наблюдать, как в бассейн картинно погружается его куда более смелая ровесница, которую ее мамаша обрекла на такие же пытки.

kolodizhner-6
«Клаб Сэндвич»

Собственно, этим и исчерпываются все микродрамы фильма «Клуб Сэндвич», сплавляемые в неприхотливый камерный портрет этой семьи – психологически безупречный и, что называется, без искусственных добавок и красителей. Полный мягкой иронии, лишенный ускорителей сюжета, памятный каждой деталью, каждым сюжетным движением, хотя и деталей, и поворотов в фильме – как светофоров в захолустном мексиканском городке – один и обчелся. Но Эймбке честно соблюдает правила своего кинематографического «перехода через улицу» и пропускает на положенный ей зеленый свет одинокую машину, затерявшуюся на провинциальных перекрестках.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Завершился 70-й Венецианский кинофестиваль

07.09.2013

7 сентября состоялась церемония закрытия юбилейного Венецианского международного кинофестиваля 2013 года. Главный приз основной конкурсной программы фестиваля, неожиданно для многих критиков, получил документальный фильм «Священная римская кольцевая» (Sacro GRA) итальянского режиссера Джанфранко Роси. По собственному признанию, Роси снимал картину около двух лет. Гран-при, был присужден тайваньцу Цай Минляну за фильм «Бездомные псы» (Jiaoyou / Stray Dogs. Другой вариант перевода названия этой картины в русскоязычной прессе – «Бездомные собаки»).