Выносливый
- Блоги
- Зара Абдуллаева
«Вуди Аллен: документальный фильм» – подарок фанам режиссера. Но подарок традиционный, чуждый и намека на экстравагантность. Роберт Б. Уэйде, сподобившись на проект, проявил умеренную аккуратность, противопоказанную фигуре его героя, считает Зара Абдуллаева.
С другой стороны, это байопик Аллена Стюарта Кенигсберга – таково настоящее имя протагониста документалки. Вещь дотошная, выстроенная в хронологическом порядке. С непременными «говорящими головами», среди которых даже такие, как Дайана Китон, Шон Пенн, знаменитые критики, менеджеры, ведущие ток-шоу etc., сочувственно воспроизводят банальности.
Наконец, сам Вуди Аллен. Как водится, с минорным выражением лица, но вполне покорный замыслу Уэйда. Никаких теней – ни белого клоуна, ни рыжего, ни каких-нибудь еще в этом фильме нет. Разве только тоже вполне традиционные тени на экране (из его фильмов). Аллен, несколько скучая, но доброжелательно показывает бруклинский дом, где провел детство, ненавистную школу, в которой было полно антисемитов, любимый кинотеатр, на месте которого теперь стоматологическая клиника, любимую пишмашинку. А также с органической неохотой рассказывает о том, о сем. И только мама, настоящая еврейская мама вносит, к сожалению, ненадолго в двухчасовой фильм прелестную, в смысле острую – на чужой взгляд – жовьяльность. Правда, от этой мамочки, от ее предрассудков и здравомыслия – семья хотела, чтобы Аллен стал аптекарем, – Вуди Аллен и бежал в стендап-комики. Бежал, как Мопассан от Эйфелевой башни, «которая давила его своей пошлостью». А Вуди Алленом он назвал себя еще в школе, когда писал тексты, которые вставляли в свои колонки знаменитые журналисты. Уже тогда будущий режиссер зарабатывал больше родителей.
«Вуди Аллен: документальный фильм»
Тому, кто помнит фильмы Аллена, смотреть этот опус незачем. Но Уэйде понимает простой и работающий закон того, как «вспомнить все» о любом имени-бренде. Вуди Аллен не стал исключением. Интервью, вставочки из его шоу, интервью, фрагменты из фильмов. Аллен в боксерских перчатках на ринге с кегуру. Хохот в зале. Аллен шутит на ток-шоу с Джиной Лоллобриджидой. Зрители улыбаются. Аллен комментирует знаменитую сцену «на рассвете» из «Манхеттена», неожиданно для него ставшую культовой или знаковой. Глаза зрительниц увлажняются. Аллен на каннской пресс-конференции, где на вопрос «Что вы думаете о смерти»? отвечает: «Я всегда был против нее». Смех на экране и в кинозале. Аллен на обложках газет и журналов после разрыва с Миа Фэрроу из-за связи с ее приемной дочерью. Аллен смешливый и смешивший, Аллен серьезный (начиная с «Энни Холл»). Аллен неуловимый («Зелиг»). Аллен, ненавидящий красную дорожку, однако исправно по ней шагающий и позирующий фотографам. Аллен, собравший небывалый для него бокс-офис за «Полночь в Париже». Аллен в панамке, в гостинице, где складированы кусочки бумажек с почеркушками текстов, которые он вырезает, скрепляет, перепечатывает набело. И читает перед началом новой работы: вдруг что-то из них вдохновит. Ведь снимает он ежегодно, и это, вероятно, его самый главный невроз, обеспечивающий долгожитие в сердцах, глазах почитателей. Хотя из фильма Уэйде выясняется, что папа Аллена прожил 100 лет, а мама – 96, или наоборот. На этом месте кто-то в интервью понадеялся, что Аллен будет снимать, когда перешагнет свое столетие. Но Оливейру почему-то не вспомнил.
С Наоми Уоттс. «Вуди Аллен: документальный фильм»
Биография step by step. Однако все, что вы всегда хотели узнать об Аллена, Уэйде забыл спросить у его жен, родственников и партнеров. Зато публика от такой документации в восторге.