Зеленая Скверна питается самой жизнью. «Варкрафт», режиссер Данкан Джонс

  • Блоги
  • Нина Цыркун

26 мая на экраны выходит приключенческий фильм-фэнтези, посвященный событиям во вселенной легендарной компьютерной игры Warcraft. В предысторию проекта и хитросплетения нынешнего сюжета вникла Нина Цыркун.


Варкрафт» Данкана Джонса, давнего фаната World of Warcraft, открыл портал франшизе бесконечной, как количество уровней самой многопользовательской игры. Самое время! Одни франшизы исчерпались дотла; другие, например, кинокомиксы, несмотря на обилие сюжетов в многочисленных графических вселенных, особых художественных, да и фабульных достижений в последнее время не показали. «Варкрафт» призван не закрыть, но отчасти прикрыть дефицит идей в аттракционном сегменте. Успех на старте обеспечен: многие миллионы геймеров наверняка придут смотреть кино сами и других приведут.

Игры начали экранизировать давно, вспомним пионеров жанра – «Супербратьев Марио» 1993 года. Они тогда прошли по экранам малозаметно; компьютеры еще только завоевывали массовый рынок. Сегодня масштабы другие, игр полно. World of Warcraft долго и победоносно лидировала в своем классе, но теперь ее популярность резко упала. Однако если даже сейчас в эту игру играют не 12 миллионов, а всего лишь 5, на ней выросло целое поколение, а это уже значительный зрительский ресурс. И вообще здесь важна, на мой взгляд, глобальная многопользовательность – то единение, которым сильно было кино в прежние времена, пока зрители не обзавелись гаджетами, в которые стали заглядывать чаще, чем на экран. Теперь же их будет объединять не одновременное сидение в кинозале, а общее знание и опыт игры, обеспечивающие интерактивность как основной психический компонент современного киноаттракциона. Зрители, глядя на экран, предвосхищают развитие событий, называют имена появляющихся персонажей и понимающе переглядываются. Неважно, что сюжет им известен заранее – смотрят же до сих пор одно и то же старое кино по много раз.

«Варкрафт», трейлер

Как и сама игра, мегажанровый сценарий Дункана Джонса и Чарльза Ливитта построен, с одной стороны, на клише средневековых романов и снабжен романтическим ореолом эстетики «плаща и шпаги». А с другой – отличается той вневременностью, которая заставляет видеть в экранных событиях алгоритмы современной политики, новых способов ведения войн и стратегий «магических» влияний хитроумных волшебников на умы и поведение паствы. Я бы тут выделила акцент на том, о чем сожалеют наиболее смышленые из орков – ведь у них все в стране было хорошо, и мяса было много, пока власть не захватил коварный и безжалостный Гул’дан (Дэниел Ву). Орда орков выдвинулась на завоевание земли Азерот не потому, что мохногие чувствовали себя в силе, а наоборот, сознавая свою слабость. И вот еще: изобретение зловещего колдуна – зловредная зеленая магическая Скверна, что характерно, питается самой жизнью, обещает великую силу, но в итоге требует за себя огромную плату.

Warcraft 2«Варкрафт»

Тем не менее, искать в «Варкрафте» мифологической глубины и неоднозначности собратьев по фэнтези «Властелина колец» или «Игры престолов» не приходится. Наследуя канонической простоте ситуаций и характеров игры, сценаристы не стесняясь вводят в историю незакамуфлированные сюжеты из общекультурного достояния, в том числе глиняного Голема или уподобленного ветхозаветному Моисею младенца-орка, отправленного ради спасения в корзинке вниз по реке.

Изначально раз и навсегда заданные характеры по возможности оживлены стараниями актеров. Среди них первую скрипку играет полукровка с загадочным прошлым Гарона (Пола Пэттон), с которой связана тема предателя и героя, а также надежда на достижение в перспективе благополучного исхода. Самый неоднозначный герой – «секретное оружие» Азерота, маг в плаще с вороньими перьями Медив (Бен Фостер), самый ужасный – гигантский Чернорук Разрушитель (Клэнси Браун) в доспехах из останков поверженных врагов. А в технологии performance capture симпатии завоевывает Тоби Кеббелл, вжившийся в благородного орка, вождя клана северных волков Дуратона. Бесхитростно реализованные сюжетные схемы компенсируются достижениями цифровых технологий и дорогостоящего постпродакшена, так что снятые вживую куски бесшовно ложатся на зеленый экран. Тем не менее, фильм оставляет впечатление всего лишь коллекции собранных до кучи зрелищных спецэффектов, панорамных декораций, полиуретановых доспехов и металлических кольчуг, мечей и кинжалов.

Warcraft 3«Варкрафт»

Так или иначе, портал открыт, как минимум сиквел заявлен финалом, а дальше остается следить за тем, насколько хватит энтузиазма фанатов игры.

 

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький

Колонка главного редактора

Новость, которая становится важной, потом главной, потом – единственной

18.10.2012

Выступление в передаче «Особое мнение» на радиостанции «Эхо Москвы». О.ЖУРАВЛЁВА: Добрый вечер. Это программа «Особое мнение», меня зовут Ольга Журавлёва, у нас в гостях сегодня внезапно главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей.

Новости

Киносоюз выступил против «Этической хартии»

01.08.2013

Союз кинематографистов опубликовал официальную позицию по вопросу разработки так называемой «Этической хартии». По мнению авторов документа, опубликованного на сайте Киносоюза, «любая попытка регламентировать искусство аморальна». Напомним, что после того, как президент России Владимир Путин выступил с идеей создания «Этической хартии» для деятелей киноиндустрии и поручил к октябрю 2013 года обсудить ее принятие, была создана рабочая группа по разработке этого документа. В группу вошли режиссеры Марлен Хуциев, Карен Шахназаров, продюсер Леонид Верещагин, киновед Кирилл Разлогов, журналисты Андрей Шемякин, Генрих Боровик, Елена Ямпольская и другие. Возглавил группу первый зампред Союза Сергей Лазарук.