Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Зеленый Константин - Искусство кино

Зеленый Константин

  • Блоги
  • Нина Цыркун

Нина Цыркун вкратце прослеживает историю Песочного человека, чтобы остановиться на его трагикомической версии, предложенной Петером Луизи.

 

Откуда эта одержимость образом Песочного человека? Сериал о нем шел на телевидении ГДР тридцать лет, с 60-го по 90-й годы. После падения Берлинской стены сериал, было, прекратился, но зрители-осси так настойчиво потребовали его возрождения, что проект был запущен вновь: одним словом, как будто только Песочного человека немцам не хватало для нормальной жизни в объединенной Германии.

der-sandmann-Bundesarchiv 1984--Sandmaennchen 25. Geburtstag
«Песочному человеку» (Sandmännchen) – 25. ГДР, 1984 г.

Еще в 1978 году первый немецкий космонавт взял с собой в полет куклу Песочного человека. Со временем этот персонаж превратился в символ утраченной советской идентичности, поэтому неслучайно Песочного человека  неоднократно вспоминают в ностальгическом фильме «Гудбай, Ленин!».

Но если у немцев этот образ явно ведет свое происхождение из новеллы романтика Гофмана, то в голливудском кино он – герой комиксов Marvel, в обозримом прошлом успевший появиться в экранных комиксах «Человек-паук 3: Враг в отражении», «Фантастическая четверка» и «Невероятный Халк». В минувшем ноябре его можно было видеть  в мультфильме «Хранители снов» Питера Рэмси вместе  с Санта-Клаусом, Зубной феей и Пасхальным кроликом. Оличаются и характеры американского Песчаного человека и немецкого.

В немецкой традиции Песочный человек может быть и добрым (если навевает детям добрые сны, сыпля им в глаза песок), – и злодеем (если сны страшные); в традиции же американской он существо заведомо амбивалентное (поэтому, например, творит дурные дела ради своей больной дочери). В фильме швейцарского режиссера Петера Луизи этот персонаж поначалу более всего напоминает кафкианского Грегора Замзу из «Превращения».

der Sandmann Movie
«Песочный человек», режиссер Петер Луизи

У Кафки принципиально непонятно, почему Замза вдруг превратился в насекомое, – точно так же и в картине Луизи зрителю не объясняется, с чего вдруг из обыкновенного и незаметного цюрихского клерка Бенно (Фабиан Крюгер) начинает сыпаться песок. Впрочем, свою новеллу Кафка собирался включить в сборник «Кары», название которого прозрачно намекает на закономерность участи, постигшей коммивояжера. По аналогии с «Карами» можно предположить, что и песчаная напасть не даром приключается с Беппо ровно в тот момент, когда он провернул мошенническую операцию с коллекцией марок, принесенной в их лавку неким незадачливым наследником, несведущим в филателии. Бенно сразу смекнул, что коллекция дорогая, после обнаружил в тайничке особо ценный экземпляр, а клиенту предложил за все это богатство всего пятьсот франков – сущие пустяки.

Однако ж этот самый ценный экземпляр оказывается не просто редкой маркой; эта марка – ценный фальсификат, знаменитая подделка «Зеленый Константин». Она и есть ключ к фильму Луизи: подделка и подлинник сводятся в единую реальность, где вопрос о подлинности снимается, а на его месте возникает знак правдоподобия или контекстуальной обусловленности. Особой роли «зеленый Константин» далее не играет, служа лишь указателем к равнозаменимости и равноценности реальности материальной – и реальности онейрической, сновидческой. Вот и выходит, что командующий снами Песочный человек для нас важнейший из героев мира fiction.

Бенно обнаруживает, что его песок обладает замечательным свойством валить с ног, то есть усыплять. Но важнее другое открытие: у него самого и его соседки Сандры, хозяйки небольшого кафе, которая донимает Бенно громким пением в микрофон, одинаковые сны. Дальнейшая сюжетная линия ясна. В отличие от зловещего финала «Превращения», концовка «Песочного человека» вполне соответствует филистерским мечтам скромного швейцарца о райских кущах и dolce farniente. То есть, перед нами, казалось бы, настоящий happy end.

Der-Sandmann-02
«Песочный человек», режиссер Петер Луизи

Но и тут есть нюанс. Не в пример бесталанному Бенно, Сандра – возомнившая себя «женщиной-оркестром» – действительно обладает незаурядным певческим даром (и играет ее настоящая певица Ирена Брюггер, выступающая под псевдонимом фройлейн Да Капо). А Бенно все уличает ее в бездарности, заставляя поверить в это и зрителя, смущенного комической кэмповостью кухмистерши, с вызывающим шиком наряжающейся артисткой. И все же оказывается, что сон явственней бодрствования, и настоящий финал будет совсем другим.

Зеленый ли Константин Бенно или будничная «кофейная сюита» Сандры? Любой факт есть одновременно и источник фальсификации, но именно возможность подделки трезво мыслящие логические позитивисты рассматривают как необходимый «комплимент» верификации: то, что не может быть фальсифицировано, не является истинным.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.  


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На XIV Канском видеофестивале победила «Гренландия»

29.08.2015

29 августа в Канске состоялась церемония закрытия XIV Международного Канского Видеофестиваля. Гран-при фестиваля — «Золотой пальмовый секатор» был присужден картине израильского режиссера Орена Гернера «Гренландия».