Железные крылья и мутации сознания. «Люди Икс: Апокалипсис», режиссер Брайан Сингер
- Блоги
- Нина Цыркун
19 мая в прокат выходит фантастический боевик «Люди Икс: Апокалипсис» о супергероях из комиксов Marvel. Изучение новой порции супергеройских приключений привело Нину Цыркун к размышлениям о будущем человечества.
Главный герой фильма Брайана Сингера «Люди Икс: Апокалипсис» Эн Саба Нур, больше известный как Апокалипсис (Оскар Айзек), придуман не сегодня – Джексон Гайс и Луиза Симонсон представили его в графическом комиксе X-Factor тридцать лет назад. Возможно, этот мутант-злодей получил свое звучное второе имя благодаря воровскому свойству вбирать в себя силу и способности других мутантов, которых ему приносили в жертву. Все страхи, связываемые человечеством с наступлением Апокалипсиса, предсказанного евангелистом Иоанном, этот персонаж должен, можно сказать, обобщить и репрезентировать. Однако несмотря на грозное название, тональность фильма довольно оптимистична, а временами, благодаря гэгам или репликам героев (прежде всего Ртути в исполнении Эвана Питтерса), почти комична.
Фильм скроен по традиционному и предсказуемому лекалу. Суперзлодей сколачивает группу для осуществления своих злодейских замыслов, супергерой собирает доблестный отряд для достойного им отпора и через всяческие лирические отступления-ответвления (кто-то находит любовь, кто-то – отца, а кто-то, напротив, все теряет) сюжет неуклонно движется к кульминационной большой битве, когда обновленный состав персонажей забудет внутривидовые дрязги и массово проявит свои фантастические сверхкачества.
«Люди Икс: Апокалипсис»
Если не принимать во внимание претенциозный прикид, от остальных суперзлодев Апокалипсис отличается немногим. Суперзлодеи по большей части народ не мелочный. Как правило, они желают разрушить существующий миропорядок и создать на его руинах нечто новое и, по их мнению, прекрасное. (Кстати, Апокалипсис кажется страшным, когда тупо разрушает, вредит беззащитному населению планеты, а против героев-мутантов он и сам бессилен). Единственное, что отличает Апокалипсиса, – возраст: он самый старый из мутантов и, наверное, всех суперов. Родился еще в Древнем Египте, потом закемарил в одной из пирамид, но уже к концу двадцатого века (в 1983 году), через десять лет после «дней минувшего будущего» гробницу вскрыли, и он очнулся, озлобленный, как слишком поздно выпущенный из бутылки джинн. Аккурат, чтобы предстать в художественной ауре эпического ретро-футуризма.
Когда в 1963 году Стэн Ли и Джек Кирби предложили издательству Marvel комикс про мутантов, авторам не позволили использовать этот термин из-за неприятных обидных коннотаций. Тогда его заменили на «людей Икс» по названию ответственного за генетические мутации гена. Говорили, что такого рода изменения стали нередко проявляться после испытаний атомного оружия. Так или иначе, их реальное появление и страх перед ними (страшно оказаться мутантом и страшно встретиться с ним) внесли свою лепту в сложившуюся на ту пору в общественном сознании картину мира. Сегодня снова зазвучали разговоры о том, что весь наш мир переживает своего рода мутацию, связанную уже не с опасными достижениями военно-промышленного комплекса, а с технологическим прогрессом. Наблюдается очередной качественный скачок – фазовый переход в эпоху сингулярности, а именно развития биотехнологии, интеграции человека с компьютерами и увеличения возможностей человеческого мозга, расширения сознания. (Заметим, без всякого ЛСД, галлюциногенных грибов или можжевелового дыма.) Процесс это постепенный и можно предположить, что все мы в той или мере уже мутанты. А поскольку сингулярность предполагает стремление к преодолению всяких ограничений, в том числе природных, то мы еще и сверхчеловеки, супермены. Комикс же становится не столько фантастическим, сколько реалистическим жанром. И когда Апокалипсис провозглашает: «Все вы – мои дети!», зритель вполне может принять это и на свой счет.
«Люди Икс: Апокалипсис»
В условиях сингулярности сознание теряет систему координат, так что достаточно некоего яркого, как теперь говорят, вброса, чтобы человек соблазнился зримым мифом, обернутым в красочную знаковую обертку. И, к примеру, сделать выбор, который не раз вставал перед человеком в разное время в разных странах, в очередной раз сформулированный Апокалипсисом: желаешь ли остаться в этом несовершенном и несправедливом мире или вольешься в мои ряды, станешь всадником Апокалипсиса. Понятно и логично, что в фильме на его призыв первыми откликаются обиженные и все потерявшие. Это Магнето (Майкл Фассбендер), утративший иллюзии насчет тихого счастья жизни обычного человека, лишившись любимой семьи; или Ангел (Бен Харди), потерпевший поражение в поединке с Ночным Змеем (Коди Смит-МакФи) и получивший от Апокалипсиса железные крылья и статус архангела.
Стремление поклоняться (самоназванным) богам, сеять смерть от их имени и самим идти на нее в человечестве неизбывно, и это было бы чрезвычайно удручающим фактом, ежели ему не было бы противовеса. Вот что вселяет надежду: профессор Икс/Чарльз Ксавье (Джеймс МакЭвой) для противостояния всадникам Апокалипсиса рекрутирует сторонников-мутантов в новом поколении своей школы для одаренных. Значит, и в эпоху сингулярности кое-что от старомодной человечности, называемой иногда гуманизмом и включающей ценность знания и таланта, пока остается.