Две или три России в одном (фильме)
- Блоги
- Зара Абдуллаева
«Новая» (газета) инициировала проект. Фильм о том, что случилось в стране, Москве, с нами на исходе ушедшей зимы. Зачинщики этой кинематографической акции пригласили учеников мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Недальновидно можно было предположить, что «Новая» ангажирует ребят для утверждения и распространения «нашей» позиции. Но такого не случилось. Никакого давления на молодых режиссеров оказано не было. Зато сутью этого документа стал свободный от идеологии и даже политических предпочтений взгляд на героев и самых обычных людей нашего смутного времени.
Снимая оппозиционеров, националистов, фанатов Путина, Прохорова, Лимонова, Навального, Романову, Удальцова, Немцова, Михаила Леонтьева, религиозную сектантку, призывающую любить нынешнего президента, композитора Маноцкова, захваченного омоновцами во время уличного интервью телевизионщикам, художника Крылова, посидевшего в тюрьме за то, что вылил воду на прокурора, и т.д., молодые документалисты получили за два месяца съемок скоростной опыт взросления. И выбора собственной гражданской позиции. И -- самоопределения в обществе, а не только в начале профессионального пути.
- Далекие – до работы над фильмом и над собой – от политического активизма и даже интереса к политике, ученики Разбежкиной получили возможность не только поснимать и смонтировать, но подумать. В этом «киноглазе», замечательно названном «Зима, уходи», удалось показать реальную неоднозначность того, что произошло в эту зиму. Мы вроде бы знали, что в так называемой «единой» России проживают две, три, а то и больше «россий». (Русь сидящая, Русь сажающая, Русь протестующая.) Ученики Разбежкиной эти России задокументировали в одно касание, но весомо, зримо и в коротком фильме, он идет меньше двух часов. Этот диагноз про разные страны в одной, только на первый взгляд очевидный, определил позицию авторов и драматургию монтажа. Поэтому здесь столь же важна молодая «путинка» на Поклонной горе – как бы мы и документалисты, снимающие этот эпизод, к ней лично ни относились, докладывающая в камеру, что жизнь ее хорошо сложилась, и она не хочет рисковать с каким-то новым президентом, как и смелые люди из «Солидарности», прибившие близ Кремля плакат «Путин, уходи». Поэтому здесь столь же важны слова Романовой об опасности Навального, как и запечатленный образ самого харизматика (Навального). Поэтому здесь столь же карикатурно, причем сам по себе, без режиссерско-монтажной педали, выглядит прогрессивный Немцов, как и ретроградный Леонтьев, называющий врагами тех, кто против нынешней власти. Поэтому здесь равно существенен эпизод на избирательном участке в Королеве, председатель которого, верткий, как Чичиков, скрылся с «места преступления» от наблюдателей с сомнительными бюллетенями, как и разборки после акции «Пуси» между настоящими прихожанами и более милосердными прохожими у храма Христа Спасителя.
- «Как объяснить иностранцам?» - вопрошает Романова – о том, что здесь происходит. И находится: «Тот, кто против Саркози, не является врагом Франции, французского общества». Съемки фильма «Зима, уходи!», понятно, проходили до переизбрания Саркози.
- Вот второй – про врагов – мотив этого кинодокумента, поражающий и своей нестерпимой банальностью, и реальными последствиями для тех, кто объявлен «врагом». Ну, а вложен этот документ в остроумную рамочку: два мужика под знаменем «Отличника коммунистического труда» в какой-то рабочей подсобке философствуют о власти, народе, оппозиции, президенте – лыжнике, на взгляд одного из них, дзюдоисте, по уверению другого. Обхохочешься без всякого Щедрина или Гоголя.
- Пора назвать имена режиссеров, не соблазненных участью пропагандистов, но и не оставшихся холодными наблюдателями: Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Анна Моисеенко, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин, Елена Хорина.