В Париже на 70-м году жизни скончался мэтр европейского арт-кино Рауль Руис
Свой первый фильм Руис снял в 1961 году. Он работал в Чили, во Франции, в Гондурасе, Германии, Португалии, США. Снимал картины самых разных жанров: детективы, приключенческие фильмы, минисериалы, мелодрамы, комедии, экспериментальное кино. Зачастую работал над несколькими проектами одновременно. Руис всегда снимал без передышки: хорошие фильмы, фильмы похуже, разномастные ко-продукции, фильмы на заказ... Он был непревзойденным кино-рассказчиком, эрудитом, сочетавшем авангард и оригинальную теорию с превосходным знанием законов популярного кинематографа, сознательно игнорировавшем разделение на высокую и низкую культуру.
-
- Рауль Руис родился в 1941 году в Чили. Свое пристрастие к причудливым и запутанным повествованиям он вынес из детства, слушая радиопостановки, аналог нынешних мыльных опер, и читая классическую приключенческую и детективную литературу — Стивенсона, Честертона, Дюма. Знаменитая латиноамериканская литература еще только начиналась, а в тогдашней чилийской литературе господствовал социалистический реализм. Другим юношеским увлечение Руиса был театр абсурда — Адамов и Ионеско, и, конечно, кино.
-
- Когда Руиса спрашивали, как он стал режиссером, он предлагал два иронических объяснения — «фрейдистское» и «марксистское». Согласно первому, увидев в 10 лет «Жанну Д'Арк» Виктора Флемминга с Ингрид Бергман в главной роли, Руис почувствовал сильнейшее желание войти в кадр и спасти героиню. «Тогда я открыл, что режиссер может это сделать- спасти своего героя». Согласно «марксистскому» объяснению, благодаря французской Новой Волне он понял, что кино можно снимать дешево, даже с тем минимумом средств, который имеется в Чили. Своей первый фильм «Чемодан» Руис снял в 1961 году. По его словам, этот первый, чилийский, период его творчества был сугубо экспериментальным, в традиции фильмов Беккета: «У нас была радикальная эстетика. Мы хотели прийти к нулевой степени кинематографа. Испытывали влияние французской культуры. Это было очень аскетичное кино».
-
- 11 сентября 1973 года в Чили произошел военный переворот, к власти пришел генерал Пиночет. Руис признавался, что не был политически ангажирован и отнесся к происходящему прагматически: когда арестовали режиссера Патрисио Гусмана, он решил, что пора уезжать. Руис как-то пошутил, что самым героическим его поступком было то, что он так и не сбрил усов, хотя те были признаком леваков и носить их было опасно.
-
- Руис сначала попал в Марокко, затем уехал снимать в Гондурас фильм по заказу немецкого телевидения. В 1974 году он перебрался во Францию. Сначала снимал короткометражки, затем сделал ироничную политическую картину «Диалоги ссыльных», за которую его возненавидели чилийские собраться по изгнанию, так как фильм показался недостаточно патетическим. Тогда Руис сблизился с критиками из «Кайе дю синема»: Паскальем Бонитцером и Сержем Данеем, которые сами только что пережили маоистский период и которых не пугала ирония в отношении политики.
-
- В этот период Руис снимает так называемую «стивенсоновскую трилогию»: «Три кроны для моряка», «Город пиратов» и «Остров сокровищ», смесь сновидческих фантазий, приключений и мрачных сказок. О «Городе пиратов» Руис говорил, что «это коктейль из Сальвадора Дали, Уолта Диснея, Раймона Русселя и критики Сент-Экзюпери. Я хотел учредить клуб врагов Маленького Принца»
-
- Во Франции Руис обосновался, завоевав отдельную нишу для своего барочного и романтического кинематографа, полного культурных аллюзий и отсылок. В 90-е годы в его фильмах снимаются звезды европейского кино, такие как Катрин Денев, Марчелло Мастроянни, Мишель Пикколи и даже Летиция Каста. Самые известные фильмы этого периода: «Три жизни и одна смерть», «Генеалогия преступления», «Этот день».
-
- В этот же период Руис экранизирует «Обретенное время» Марселя Пруста, блестяще перенеся на экран дух прустовского романа и не изменив своему стилю. В фильме была занята актерская элита французского кино: Денев, Беар, Паскал Греггори, Эдит Скоб, а также Джон Малкович и любимец Руиса Мелвил Пупо.
-
- «Обретенное время» принесло Руису большой успех. После этого он снял немало картин, не все из которых имеют одинаковую ценность. Последней работой Руиса стали «Лиссабонские тайны», получившие в прошлом году французскую кинопремию Луи Деллюка. Знаменитый продюсер арт-кино Паоло Бранко предложил Руису на выбор «Лиссабонские тайны», роман-фельетон португальского писателя Каштелу Бранку, или «Космополис» Дона ДеЛилло. Руис выбрал роман-фельетон: «Я очень ценю этот онейрический, почти сюрреалистический аспект таких запутанных историй. У Каштелу Бранку есть очень португальская черта, которая мне нравится: выстраивается мелодрама, а потом о ней забывают. Все могло бы кончиться очень плохо, но у Каштелу все просто внезапно обрывается, ни хорошо, ни плохо, просто все начинают заниматься другими вещам. Роман-фельетон дает огромную свободу. Персонажи могут исчезать, потом появляться, когда о них забыли, что невозможно в классической трехактной повествовательной структуре. В романе-фельетоне такие множащиеся перипетии только приветствуются».
-
- Начиная съемки «Лиссабонских тайн», только в киноверсии длящихся четыре с половиной часа, Руис знал, что это будет его последний фильм, и все равно говорил о нем с неизменной иронией: «Врач честно сказал мне, что мои шансы выжить 50 на 50. Затем они стали 5 на 95. Мое здоровье само стало как роман-фельетон! Возможно, съемки от этого стали более патетическими, но это заставило меня придерживаться сути — скелета. Никто не скажет, что это разжиревший фильм».
-
- Руль Руис будет похоронен в Чили.
-
по материалам LesInrocks