Гид по фестивалю "Новое Британское кино"
2 ноября в Москве открывается фестиваль "Нового Британского кино". ИК рассказывает о фильмах фестиваля.
Чужие на районе (Attack The Block), режиссер Джо Корниш
Картина Джо Корниша – пожалуй, лучший за последнее время британский хоррор; она, в отличие от ироничных ужастиков вроде «Зомби по имени Шон», не боится воспринимать саму себя всерьез.
В ночь Гая Фокса на юге Лондона банда уличных хулиганов грабит идущую домой новоиспеченную медсестру; неожиданно из открытого космоса являются загадочные существа. Вскоре жертва и обидчики оказываются вынуждены действовать сообща и вооружаются самурайскими мечами, мачете, бейсбольными битами и кухонными ножами, чтобы дать отпор мохнатым и злобным, скрежещущим острыми зубами тварям. Режиссер умело и оригинально обыгрывает эту уже тривиальную в современном кино коллизию, персонажи постепенно обретают индивидуальность и глубину, а симпатичную мораль картины можно выразить фразой: «У всех действий на свете бывают последствия».
В основе «Чужих на районе» - классические модели сай-фай триллера, как в «Дне независимости», и драмы противостояния, как в «Нападении на 13-й участок» Карпентера; однако в фильме Корниша есть нечто бесхитростное и очень английское, навевающее воспоминания о старых добрых британских черных комедиях. Уже в начале карьеры режиссер прославился как автор оригинальных пародий на голливудское кино, сатирических зарисовок и пастишей. Однако его новая работа – определенно, нечто большее, чем просто стилизация.
Мистер Ганджубас (Mr. Nice), режиссер Бернард Роуз
Рис Айфанс в роли Говарда Маркса, уроженца Уэльса, выпускника Оксфордского университета, в начале 70-х нелепо и, в общем, случайно ввязавшегося в опасную игру: импорт гашиша из Пакистана в Великобританию. В основу фильма легли многочисленные истории из опубликованной Марксом в 1996 году книги мемуаров под названием «Мистер Ганджубас» (Mr. Nice), ставшей в свое время бестселлером.
Бернард Роуз довольно бодро выстраивает увлекательную историю, помещая (при помощи цифровых технологий) своего героя во фрагменты видеохроники 60-х – 70-х, снятой в Оксфорде, Лондоне, Кабуле и Карачи. Впервые попробовав наркотики в университете, Маркс вскоре осознал, что наркобизнес может приносить гораздо большую прибыль, нежели преподавание. Через своего приятеля - радикально настроенного журналиста-хиппи – Маркс знакомится с Джимом Макканном, представителем ИРА, который разрешает ему использовать для наркотрафика сеть организации, занимающуюся поставками оружия. Маркс заработал миллионы, был арестован на Майорке в 1988 году и отсидел в тюрьме семь лет, после чего был освобожден и вернулся в Великобританию, где сегодня выступает за легализацию марихуаны.
В целом, «Мистер Ганджубас» неплохое кино, тем не менее, несколько «провисающее», лишенное мощной энергетики и атмосферы напряжения. В этом плане он резко контрастирует с такими картинами, как «Карлос», «Лицо со шрамом» и «Траффик». Нет ни оглушительных перестрелок, ни мелодраматических отступлений, ни трагических поворотов. Мистер Маркс гордился тем, что занимался лишь легкими наркотиками и избегал применения насилия, и фильм о нем также получился довольно мягким. В целом, это причудливая правдивая история и одновременно очень английская сказка о хаотично выстроенной наркоимперии, зародившейся по чистой случайности. Специфическое развлекательное кино, к которому все же стоит относиться с долей скепсиса.
Последняя любовь на Земле (Perfect sense), режиссер Дэвид Макензи
Апокалиптический сай-фай триллер, действие которого разворачивается в Глазго. Здесь, как, впрочем, и во всем остальном мире, люди под воздействием таинственных вирусов постепенно теряют все пять чувств – сначала обоняние, затем вкус и так далее. Главными героями становятся повар Майкл (Юэн Макгрегор) и эпидемиолог Сьюзан (Эва Грин), которым удается обрести любовь в стремительно рушащемся мире. Потеря каждого из чувств сопровождается массовыми приступами отчаяния и паникой, но все же люди продолжают жить, в итоге примиряясь с неизбежным. Виной всему состояние окружающей среды? Или это новая форма терроризма? На память, безусловно, приходит «Чума» Альбера Камю. Захватывающая картина, особая атмосфера в которой создается во многом благодаря операторской работе Джайлса Наттдженса.
Шотландец Дэвид Макензи избрал тщательный и во многом лирический подход к материалу, который в руках другого режиссера легко мог бы превратиться в клишированный хоррор. Режиссер придерживается сдержанной, приглушенной манеры повествования, которая оказалась весьма уместной в работе со столь «хрупким» материалом.
Без истерики! (Hysteria), режиссер Таня Уэкслер
Действие картины разворачивается в Лондоне 1880-х, в эпоху торжества викторианской чопорности. Мортимер Грэнвилл (Хью Дэнси) – блестящий молодой доктор; к современной науке он относится с той же серьезностью, что и к данной им священной клятве Гиппократа. Увы, большинство коллег не разделяют его строгих взглядов и энтузиазма по поводу новых идей вроде «микробной теории». Несчастный врач вынужден постоянно менять места работы. Уже решив сдаться и навсегда порвать с медициной, Мортимер вдруг знакомится с доктором Робертом Далримплом (Джонатан Прайс), «главным лондонским специалистом по медицине для женщин». Далримпл – эксперт по «истерии», болезни, от которой, по его мнению, страдает половина женщин города. Чтобы избавить дам от недуга, он разработал особый вид мануальной терапии, основанной на стимуляции определенных зон женского тела.
«Без истерики!» рассказывает правдивую историю о том, как, с помощью своего бестолкового приятеля (Руперт Эверетт), одержимого электричеством и разными приспособлениями, Грэнвилл в итоге изобрел первый вибратор. Невольно именно это изобретение положило начало сексуальному раскрепощению женщин в Англии и эпохе женских движений и организаций.
Лондонские пейзажи, великолепные наряды героев в исполнении отличных актеров, легкая, стремительная режиссура Тани Уэкслер, оригинальный сценарий Стивена Дайера и Йоны Лизы Дайер сделали свое дело: «Без истерики!» - остроумная и приятная во многих отношениях комедия.
Сделано в Дагенхэме (Made in Dagenham), режиссер Найджел Коул
История успешно завершившейся забастовки – для мейнстримного коммерческого кино сюжет экзотический и крайне непривычный. Однако именно такую историю - в форме комедии - рассказывают сценарист Билли Айвори и режиссер Найджел Коул. «Сделано в Дагенхэме» - можно сказать, «цеховая» версия «Девочек из календаря» того же Коула, истории о группе домохозяек, ради благотворительных целей снявшихся обнаженными для календаря. В основе его новой картины – забастовка 1968 года, когда работницы автомобильного завода Форда потребовали равной с мужчинами оплаты труда. Забастовка вызвала острую реакцию СМИ, накалила атмосферу политических дебатов и стала одной из причин появления «Акта о равной оплате» 1970 года.
Картина начинается как легкий ситком с грубоватыми шутками, без намека на социальную и политическую сатиру в духе классических комедий о невзгодах рабочих в индустриальной Англии. Однако далее сюжет развивается увереннее, уплотняется по мере того, как забастовка перерастает в настоящую проблему. Женщины на фабрике (а их всего 187 - против 55 тысяч мужчин) вызывают тревогу у остальных работников, чей мужской авторитет и статус «кормильцев семьи» оказывается под угрозой.
Фильм Коула не отличается глубиной взгляда на политическую ситуацию того времени. Барбара Касл, министр по делам занятости, в картине представлена вспыльчивой «королевой-феей», обладающей завидной властью над партией лейбористов. В фильме дагенхэмским работницам ошибочно приписывается роль «идейных вдохновительниц», благодаря которым Касл начала с энтузиазмом бороться за равноправие женщин и мужчин в вопросах оплаты труда. На самом деле Касл начала призывать профсоюзы принять политику равной оплаты труда задолго до начала забастовки.
Несмотря на некоторую упрощенность и перенасыщенность клише 60-х годов, «Сделано в Дагенхэме» - крепкое, добротное, оптимистичное и теплое кино, стержень которого – прекрасные актерские работы Салли Хоукинс, Розамунд Пайк, Миранды Ричардсон и Боба Хоскинса.
Архипелаг (Archipelago), режиссер Джоанна Хогг
Персонажи картины Джоанны Хогг напоминают несчастные одинокие островки, свободно дрейфующие сами по себе. Фильм, тонкий, напряженный и тягостный, и одновременно яркий и живой, излучающий атмосферу загадочности, потрясающе выверен – как по композиции, так и по технике исполнения. Режиссерскую манеру Хогг отличает невероятная прозрачность, что становится очевидным именно в этой картине, где история по сути остается скрытой и неразгаданной.
Главный герой – Эдвард (Том Хиддлстон), хорошо воспитанный молодой человек, переживающий жизненный кризис. Он бросает работу и решает уехать в Африку, чтобы работать волонтером: рассказывать о правилах безопасного секса и бороться с распространением СПИДа. Перед его отъездом мать и сестра Эдварда устраивают семейную встречу, которая, однако, складывается не слишком удачно. Вскоре становится ясно, что эти люди, несмотря на кровное родство, не слишком хорошо знают друг друга, не хотят, да и не умеют найти друг с другом общий язык.
Список смертников (Kill List), режиссер Бен Уитли
В сущности «Список смертников» - история обычного семейного человека, пытающегося оправиться после депрессии с помощью друзей и новой работы. Однако показанная здесь «нормальная жизнь» дышит тревогой и переливается неясными зловещими оттенками.
Герои Нила Маскелла и Майкла Смайли – Джей и Гэл – друзья, бывшие сослуживцы и коллеги, хотя очевидно, что дружба эта им уже в тягость. Гэл – парень из Северной Ирландии, веселый и довольно расслабленный; лондонец Джей, ветеран войны в Ираке и Афганистане, угрюм, тревожен и обидчив. Просидев год без работы, Джей, живущий на окраине Лондона вместе с женой и маленьким сыном, начинает сходить с ума. Катализатором развития сюжета становится приезд Гэла, который предлагает другу новую заманчивую работу, связанную с заказными убийствами.
Название картины довольно обманчиво, хотя отчасти это действительно хоррор с оккультными мотивами вроде «Плетеного человека» или «Ведьмы из Блэр», есть в ней и крайне жесткие, отталкивающие сцены насилия. Тем не менее ее трудно подогнать под какое-либо общее описание. Порой фильм напоминает работы Линн Рэмзи и Лукреции Мартель: неторопливый, как во сне, хотя и переменчивый ритм повествования, типичная для артхауса гиперреалистичная стилистика, подчеркивающая необычную фактуру фильма, особое настроение и жутковатую атмосферу некоторых эпизодов.
Не совсем ясно, является ли «Список» чем-то большим, нежели суммой эффектно выстроенных элементов, несет ли он действительно нечто новое, непривычное; однако это, несомненно, внушительное и уверенно сделанное кино.
Бенгальский детектив (The Bengali Detective), режиссер Филип Кокс
Главный герой картины – Раджеш Джи, представитель нового поколения бесстрашных частных детективов, возникшего в Индии как альтернатива ленивой и коррумпированной полиции. Этот забавный и трагический персонаж (а на самом деле реальный человек) настолько впечатляющ, что вполне мог бы стать героем какого-нибудь романа молодого изобретательного индийского писателя.
Режиссер Филип Кокс брал интервью у множества детективов в разных городах Индии, пока не встретил наконец Раджеша. Этот деревенский паренек, сумевший добиться успеха в огромном мегаполисе (Калькутте), основавший собственное небольшое агентство частного сыска, храбро и усердно трудящийся на своем поприще, мечтает, однако, стать известным танцором. Он убеждает своих коллег принять участие в телевизионном конкурсе танцев; вместе они посещают занятия под руководством профессионального хореографа.
Фильм рассказывает о трех наиболее сложных делах, которые ведет Раджаш; действие разворачивается главным образом на грязных, переполненных улицах Калькутты, однако, как в настоящем болливудском кино, значительную роль здесь играют многочисленные танцевальные номера.
Кокс показывает хаотичный мир, в котором обитает его герой, не вынося строгих суждений и не пускаясь в излишние объяснения. Раджеш становится прекрасным гидом, ведя за собой зрителя по самым темным закоулкам Калькутты. Благодаря искусной операторской работе и мягкому, продуманному монтажу режиссеру удается создать яркий образ бенгальского общества, раскрыть перед нами характеры людей, суетную жизнь огромного города и раскрыть образ своего героя – своеобразного «Дона Кихота», борющегося за справедливость и искренне желающего сделать этот мир лучше.
Путешествие (The Trip), режиссер Майкл Уинтерботтом
«Путешествие», новый комедийный роуд-муви Майкла Уинтерботтома, вырос из минисериала, ранее снятого для канала ВВС, поэтому действие в нем развивается по-сериальному четко, словно поэпизодно. Фильм, напоминающий «Мой ужин с Андрэ» с вкраплениями эпизодов из кулинарных телешоу, держится главным образом на комедийном таланте двух главных исполнителей и причудливой химии диалогов. Сюжет намечен пунктиром: по заданию газеты The Observer Стив (Стив Куган) отправляется в путешествие по Озерному краю и северной Англии, чтобы написать серию статей о местных первоклассных ресторанах, а поскольку его девушка отказывается ехать с ним, берет в спутники своего приятеля Роба (Роб Брайдон).
«Путешествие» - комедия лишь отчасти. Несмотря на избранный легкий тон и ритмично выстроенное повествование, режиссер создает вдумчивую и глубоко метафоричную структуру, выписывает довольно печальный портрет героя, неудовлетворенного собой, неуверенного в своих поступках, переживающего личностный кризис.
Отморозки (Neds), режиссер Питер Муллан
Восемь лет назад в «Сестрах Магдалины» Муллан показал жестокость и несправедливость, царившие в католических исправительных учреждениях Ирландии в 1960-х. В «Отморозках» он фактически исследует ту же тему, сделав местом действия католическую школу для мальчиков в Глазго и показав, как безразличие и грубость окружающих и суровые жизненные условия ведут к деградации главного героя, интеллигентного, жизнелюбивого парня из рабочего класса. В школе Джона Макгилла (Конор Маккэррон) окружают грубые, невнимательные учителя, дома – жестокий отец-алкоголик, туповатая мать и озлобленный брат-социофоб; неудивительно, что мальчик, пытаясь выжить в этой среде и не утратить самоуважения, в итоге связывается с местной бандой «отморозков».
Суровый реализм картины (местами, однако, перерастающий в сюрреализм) отсылает к работам Кена Лоуча, в частности, «Меня зовут Джо» (в котором снялся сам Муллан) и «Кес» (отголоски которого явно чувствуются в «Отморозках»). Фильм Муллана также близок по духу творчеству Теренса Дэвиса, герои которого росли и воспитывались в той же рабочей среде католического Ливерпуля.
Два года в море (Two Years at the Sea), режиссер Бен Риверс
Картина Бена Риверса – описание одинокой и таинственно поэтичной жизни, напоминающее порой произведение художника-импрессиониста. Его предыдущая работа, визионерская картина «Замедленное движение» (Slow Action) – об альтернативных мирах – уже снискала признание критиков, сравнивших ее с работами Криса Маркера и Питера Гринуэя.
«Два года в море» в некотором отношении более традиционный фильм, тем не менее поражающий своей уникальной образностью. Главный герой, Джейк Уильямс, живет в лесной глуши в горах Шотландии, в ветхой лачуге. Фильм – своеобразный репортаж о его повседневной жизни. Уильямс живет странной дикой жизнью, осуществляет радикальную мечту юности, ради воплощения которой он два года трудился в море.
Пять лет назад Риверс снял короткометражный фильм о Джейке, и с тех пор постоянно чувствовал, что должен вернуться к своему герою, пожить с ним еще немного. По словам режиссера, в своей картине он стремился передать необыкновенное восприятие героем времени, совершенно отличное от привычного нам, и показать особую связь, возникшую между человеком и окружающим его пространством, их гармоничное сосуществование.
Выходные (Weekend), режиссер Эндрю Хай
В меру натуралистичный, откровенный и в то же время лишенный грубой сентиментальности, фильм Эндрю Хая – довольно редкий экземпляр: это история любви, кажущаяся вполне правдоподобной. Проведя вечер в компании друзей, Рассел (Том Каллен) отправляется на гей-вечеринку, после которой возвращается домой вместе с Гленом. Утром, прежде чем расстаться, как обычные «случайные» любовники, Глен, вооружившись диктофоном, просит Рассела пересказать события прошедшей ночи, от начала до конца. Необычный «арт-проект» Глена постепенно перерастает в свободный, очень интимный диалог, в ходе которого герои обмениваются идеями, исповедуются друг другу и просто флиртуют.
Опытный монтажер Эндрю Хай оказался талантливым сценаристом и режиссером: тщательно выписанные, живые, объемные персонажи с яркими характерами, блестяще сыгранные двумя молодыми актерами, а также профессиональная работа оператора Урсулы Понтикос - несомненные достоинства этой визуально органичной экспрессивной картины. В «Выходных», несмотря на открыто заявленную гей-тематику, любовь и секс не превращаются в фетишистские атрибуты, а становятся естественными элементами стремительно развивающихся отношений.