Даниил Дондурей: «Милиция и спецслужбы - детский сад по сравнению с телевидением»

Кинообозреватель «КП» Стас Тыркин беседует с ведущим российским социологом, главным редактором журнала «Искусство кино», членом Совета по культуре при Президенте России

ИНЦЕСТ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

В вашем докладе на Пермском экономическом форуме, опубликованном под названием «Человека забыли!» и уже названном «манифестом Дондурея», вы говорите, что культура это не только гении, библиотеки и памятники старины, но и все содержание нашей жизни, включая и ужасную хотя и вполне традиционную для России ситуацию на московских дорогах. Это ведь тоже часть нашей культуры или ее отсутствия.

— Конечно. Качество дорог — важнейшая часть любой культуры. В моем тексте есть одна фраза: «Как мы думаем, так и живем». Основные преграды на пути «модернизации» России — это вовсе не чиновники, как представляется многим, не бедность или коррупция. Основная засада — это гигантские мировоззренческие барьеры, которые выстроены в головах десятков миллионов соотечественников. Преодолеть их крайне сложно. Особенно если даже и не пытаться это делать.

Есть такое понятие «паттерны» — образцы поведения. У нас они слишком часто смещены. Как, впрочем, и моральные критерии. Итальянский телеканал RAI-3 как-то взял шесть секунд из передачи канала «Россия» «Специальный корреспондент», в которой было показано, как учитель бьет по заднице обнаженных мальчиков. Я читал о том, что там уволили за это почти всех! За цитирование обычного российского телесюжета про детскую порнографию. У нас даже никто не почесался. А в день, когда правительство выделило почти полтора триллиона рублей на инновации, в программе «Пусть говорят» долго обсуждали историю о том, как отец прижил нескольких детей с собственной дочерью.

Вы считаете, об этом вообще не нужно говорить?

— Есть вещи — беспредельные моральные проступки, — которые в эфире обсуждать нельзя. Культура — это ведь система разрешений и запретов. Человечество решило проблему инцеста много тысяч лет назад: запретило как чудовищное преступление, ведущее к вырождению.[...]

То, что творится сегодня на нашем ТВ, Даниил Дондурей по-научному называет «понижающей селекцией».
То, что творится сегодня на нашем ТВ, Даниил Дондурей по-научному называет «понижающей селекцией».

В реальности и в Интернете я регулярно встречаю молодых людей, которые говорят: мы осознанно отказались от телевизора. Кто-то смотрит интересующие их передачи в Интернете. Конечно, умные теленачальники мечтают прибрать к рукам и эту «качественную» аудиторию. Так появляется телесериал Гай Германики «Школа», который я считаю едва ли не главным событием этого кино- и телесезона. Я не видел ни одной серии «Доктора Хауса» и «Остаться в живых», но, уезжая из страны, ставил свой видеомагнитофон на запись, чтобы не пропустить «Школу».

— Во-первых, ваш круг общения достаточно элитарен. А как социолог я вам скажу, что телевизор не смотрят всего от 3 до 8% населения. Вернее, это те, кто включает его меньше пяти раз в неделю. А 92% смотрят больше![...]

(Фото Михаила ФРОЛОВА и с сайта tv.net.ua и dom2.ru — 17.11.2010)

Читайте статью на сайте Kp.ru.


Warning: imagejpeg() [function.imagejpeg]: gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Мочизм

Блоги

Мочизм

Зара Абдуллаева

В каннской программе «Неделя критики» прошла премьера фильма Юрия Быкова «Майор». Отборщики этой секции вняли критическому заряду режиссера, приговорившего наше общество бескомпромиссным диагнозом и наверняка испугавшим западного человека. Отечественного же зрителя, включая критиков, которые навидались всякой жести на улицах и телеэкране, сразить столь «остросюжетной драмой» не так просто, считает Зара Абдуллаева. 

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.

Колонка главного редактора

Широкие и узкие основы культуры. Даниил Дондурей: «Этот проект — модель идеального мира»

22.11.2014

Подходит к концу работа над проектом «Основ государственной культурной политики». Позади десятки заседаний, открытых и закрытых обсуждений. За это время проект «Основ», работа над которым курируется на самом высоком уровне, спровоцировал ряд острых споров, попутно приобретя статус чуть ли не главного документа страны. При том, что никакой законодательной силы он иметь не будет.