Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
В кинотеатре «Пионер» открывается фестиваль «Brick. Фокус на 70-е» - Искусство кино

В кинотеатре «Пионер» открывается фестиваль «Brick. Фокус на 70-е»

 

15-19 декабря в Москве в кинотеатре «Пионер» пройдет фестиваль английского кино BRICK. В этот раз будут представлены фильмы 70-х годов.



В прошлом году «Пионер» провел первый BRICK — фестиваль лучшего английского кино. Он был посвящен британским шестидесятым - эпохе свинга и молодых “рассерженных”, совершивших революцию в образе жизни и мировосприятии и искренне веривших, что это надолго. Но реальность, естественно, скорректировала эти ожидания. Эпохи, как всегда, сменились быстрее, чем думалось. Теперь в фокусе BRICK – следующее десятилетие, уже другое время. Британские семидесятые - это, как считают сами англичане, переломный период между «новыми волнами» 60-х и консервативным «тэтчеризмом» 80-х. Период после революции или, вернее, ее новая стадия, когда в кино и в жизни иллюзий становится все меньше, но, как ни парадоксально, свободы и разнообразия от этого не убывает. Панки, замшеголовые, рудбои, анархисты, моды, black power (движение черного населения за свои права), растерянный, запутавшийся в своих идеалах мидл-класс... – именно из этого «плавильного котла» возникала современная Британия, которую уже тогда отразили лучшие английские режиссеры.


Заводной апельсин (A Clockwork Orange)
1971, 136 мин

15 декабаря (четверг)
Фильм-открытие фестиваля
20:00 сбор гостей,
21:00 показ фильма

режиссер: Стэнли Кубрик

Лондон в недалеком будущем. Алекс (Малкольм Макдауэлл) - главарь уличной банды, которая терроризирует всех – женщин, мужчин, богатых, бездомных... Алекс любит две вещи – изощренное насилие и «Девятую симфонию» Бетховена. Наконец-то арестованный за изнасилование и убийство, он попадает в тюрьму и соглашается на правительственный эксперимент. На нем хотят опробовать новый метод лечения преступников от тяги к насилию, который основан на еще большем насилии... «Заводной апельсин», экранизация одноименной антиутопии Энтони Берджесса, - один из главных фильмов XX века и одновременно главный фильм про XX век, отразивший все его неразрешимые конфликты – от границ человеческой свободы и права каждого быть сверхчеловеком до природы власти и карательного закона, еще более преступного, чем его нарушители... В момент выхода на экраны этот шедевр Кубрика поверг публику в “шок и трепет” и оказался пророческим, не утратив своей актуальности и сегодня.


Безрадостные мгновения (Bleak Moments)
1971, 111 мин
16 декабря (пятница)
время показа - 19:30

режиссер: Майк Ли

Дебют тогда еще двадцатисемилетнего Майка Ли – будущего классика и обладателя всех главных кинонаград - каннской «Пальмы», венецианского «Льва», берлинского «Медведя».
Изначально задуманный как пьеса, его первый фильм был снят всего за восемнадцать тысяч фунтов. В центре этой жесткой психологической драмы – отношения двух одиноких сестер, которые живут вместе в малогабаритной квартире в пригороде Лондона. Но и между ними – стена отчуждения, возникшая из-за неспособности разделить свое одиночество даже с ближним. Пользуясь минималистскими, даже аскетичными средствами, Ли рисует беспристрастный, но крайне сочувственный портрет мидл-класса – обманчиво благополучных людей, существующих в изоляции и не знающих, как выйти из своих квартир-клеток и справиться с физической и внутренней клаустрофобией. Уже здесь узнается фирменный стиль режиссера - безупречная драматургия, феноменальная достоверность и, конечно же, уникальный метод работы с актерами, которые буквально влиты в своих персонажей. Картина получила награды на кинофестивалях в Локарно и Чикаго.


Давление (Pressure)
1975, 110 мин
16 декабря (пятница)
время показа - 21:40

Режиссер: Хорас Ове

Подросток Тони – черный англичанин, родившийся в Британии в семье иммигрантов из Тринидада. Тони прессуют со всех сторон. Ксенофобское белое большинство не принимает его из-за цвета кожи. Брат, агрессивно отстаивающий свою черную идентичность, отвергает парня за то, что он пытается ассимилироваться в белой среде. Родители - за то, что он, получив благодаря им образование, не может найти приличную работу (хотя причина этого - его нетитульное происхождение). В попытках справиться с отчуждением Тони примыкает к компании таких же безработных и потерянных черных ребят и вместе с ними шатается по улицам, промышляет карманными кражами, курит травку... «Давление» снято чернокожим Хорасом Ове в Лэндброк Гроув, районе на западе Лондона, где еще в 50-е обосновались первые мигранты из Карибского региона. Это первый и главный фильм о черном населении и черной субкультуре в современной Англии. Сделанный задолго до эпохи политкорректности, он без иллюзий показал, откуда взялась нынешняя мультикультурная Британия – из атмосферы страха и недоверия – не только белых к черным, а также, как следствие, черного человека – к черному, белого – к белому и, как итог, всех – ко всем.


Bronco Bullfrog
1971, 86 мин

17 декабря (суббота)
Время показа – 17:00

режиссер: Барни Платс-Миллс

Черно-белая драма о лондонских «замшеголовых» (suedeheads) – британской субкультуре, родившейся в начале семидесятых. “Замшеголовые” вышли из скинхедов, но выглядели, одевались и вели себя более «традиционно» (длинные волосы, лоферы, костюмы; среди них попадались даже «белые воротнички»). Фильм следует за компанией подростков из рабочих семей, выросших на улице, и непредвзято передает их каждодневное существование – тусовки, мелкие грабежи и правонарушения, нелепые попытки заработать и вырваться из нищеты, хрупкие мечты и влюбленности, обреченные на провал. Картина была снята за микроскопические деньги, а главных героев сыграли непрофессионалы – реальные ребята из Ист-Энда, самого неблагополучного района Лондона. 16-мм копия фильма, когда-то выброшенная на помойку и чудом сохранившаяся, сейчас хранится в личной коллекции Мартина Скорсезе, оценившего ленту очень высоко. А прекрасный меланхоличный саундтрек написала культовая британская рок-группа Audience. Раритетный образец британского социального реализма, способного передать жизнь во всей ее шероховатости и спонтанности, грубости и чувственности.


Убрать Картера (Get Carter)
1971, 112 мин
17 декабря (суббота)
время показа – 19:00

режиссер: Майк Ходжес

Лондонский киллер Джек Картер (Майкл Кейн) приезжает в родной Ньюкасл на похороны брата Фрэнка, погибшего при странных обстоятельствах. Полиция считает, что он разбился в автокатастрофе, но Джек уверен, что Фрэнка убили, и начинает собственное расследование. Гангстерский фильм по-британски – жесткий, угрюмый и лишенный всякого романтизма: тут никого не жалко, а жестокость настолько оправданна, что как раз жалость становится преступлением. В год выхода на экраны «Картер» практически провалился в прокате, а режиссера обвинили в «бездушности, одержимости сексом и смаковании насилия». Но спустя годы лента стала культовой и изрядно повлияла на мировое кино – в диапазоне от «Таксиста» Скорсезе до гангстерских комедий Гая Ричи. В 2004 году журнал Total Film назвал «Картера» лучшим британским фильмом всех времен. Теперь британские критики пишут, что Майк Ходжес очень точно передал холод своего времени – крах идеалов шестидесятых и наступление тупого «дикого материализма».


Палп (Pulp)
1972, 95 мин
17 декабря (суббота)
время показа: 21:30

режиссер: Майк Ходжес

Микки Кинг (Майкл Кейн) – циничный автор криминального чтива, штампующий одну книжку за другой. Однажды он принимает предложение стать «литературным негром» и за большие деньги написать мемуары бывшей кинозвезды (Микки Руни), который часто играл гангстеров и с ними же тусовался. Но, едва приступив к сочинительству, Микки узнает, что его героя замочили на очередной вечеринке... Горе-писатель решает расследовать это дело и невольно теряет грань между реальностью и вымыслом, превращаясь из автора своих бредовых книжек в их персонажа, обитающего в мире тотального абсурда и бессмыслицы... Искрометный «Палп» - второй совместный фильм Ходжеса и Кейна после классического «Убрать Картера». В нем гениально смешалось все - детектив, авантюрная комедия, политическая сатира, фантасмагория и много чего еще... «Палп» предвосхитил недавнего «Призрака» Романа Полански, оказался любимым фильмом писателя Джеймса Грэма Балларда и подарил свое название знаменитой английской группе PULP.


Квадрофения (Quadrophenia)
1979, 117 мин
Пионерская ночь Британского кино 17-18 декабря, (суббота-воскресенье)
Начало - 00:00

режиссер: Фрэнк Роддэм

Лондон, 1965 год. Двадцатилетний Джимми Купер – типичный лондонский «мод», молодой бунтарь и представитель одноименной субкультуры (амфетамины, скутеры, музыка группы The Who...). Джимми ненавидит свою работу курьера в рекламной компании и живет с родителями, которых терпеть не может из-за их консервативных взглядов. Однажды группировки модов, включая Джимми, отправляются в Брайтон, где участвуют в массовой стычке с рокерами... «Квадрофения» - один из главных британских фильмов семидесятых - посвящен предыдущему десятилетию и его героям — беспечным бунтарям, еще не успевшим разочароваться в своем бунте. Этот фильм основан на одноименной музыкальной опере группы The Who и наилучшим образом фиксирует рождение и расцвет культуры «модов». Кстати, лидера и главаря «модов» сыграл совсем еще молодой Стинг, для которого эта роль стала первой работой в кино.


Рудбой (The Clash: Rude Boy)
1980, 133 мин.
Пионерская ночь Британского кино 17-18 декабря, (суббота-воскресенье)

режиссеры: Джек Хэзен, Дэвид Мингей

Фильм «Рудбой» – отчасти игровой, отчасти рокьюментари – рассказывает историю Рэя, фаната The Clash, который бросает работу в секс-шопе ради того, чтобы отправиться в турне с одноименной группой. Постановочные эпизоды совмещаются с документальными съемками с концертов The Clash (включая знаменитый концерт Rock Against Racism) и из студии, где они записывали альбом Give 'Em Enough Rope (1978). Название ленты отсылает к субкультуре «рудбоев» (или «руди») - протестного молодежного движения, которое зародилось на Ямайке в шестидесятые и впоследствии ассимилировалось в Англии. «Рудбой» - не только уникальный документ о концертных буднях The Clash и панк-культуре, но и важный фильм о Британии конца семидесятых, раздираемой политическими противоречиями. Картину взяли в конкурс тридцатого Берлинского кинофестиваля, где она удостоилась специального упоминания жюри.


Семейная жизнь (Family Life)
1971, 108 мин
18 декабря (воскресенье)
время показа – 17:00

режиссер: Кен Лоуч

Третий фильм Кена Лоуча – классика британского “критического реализма”, снимающего, однако, не просто “социальные”, но подлинно экзистенциальные драмы. Главная героиня, девятнадцатилетняя Дженис, всеми силами пытается вырваться из своей семьи и не стать такой, как ее родители. Типичные “продукты” мидл-класса и строгие хранители фиктивной “нормы”, они лишь умеют делать вид, что у них все хорошо, хотя оба несчастливы и несвободны, а главное – не имеют права даже заикнуться об этом. На попытку дочери жить своей жизнью они, естественно, отвечают карательными мерами. А когда узнают, что она беременна, то заставляют дочь сделать аборт и даже пытаются запихнуть в психиатрическую лечебницу... Позиция Лоуча совпала с передовыми взглядами известного в шестидесятые шотландского психиатра Рональда Дэвида Лэйнга. Он считал, что «психические расстройства» и «безумие» отдельного человека есть прямая реакция на репрессивное устройство общества и семьи как его ячейки. Фильм участвовал в официальной программе Берлинского кинофестиваля, где получил три награды, а также был признан лучшей картиной года по мнению «Французского синдиката кинокритиков».


А теперь не смотри (Don't Look Now)
1973, 110 мин.
18 декабря (воскресенье)
время показа – 19:10

режиссер: Николас Роуг

Чтобы оправиться от потери дочери, утонувшей в пруду, супруги Бакстеры (Дональд Сазерленд и Джули Кристи) отправляются в Венецию. Здесь отец семейства смог найти работу реставратора в церкви. Но венецианские каникулы постепенно превращаются в кошмар. В этом городе на воде, где все бликует, двоится и преломляется, герои то и дело видят призраков погибшего ребенка. Им являются странные персонажи и начинает казаться, что за карнавальными масками и костюмами гондольеров скрывается что-то ужасное... Один из самых страшных и загадочных хорроров в истории кино – экранизация «готического» рассказа Дафны дю Морье. Один из лучших фильмов о Венеции – зыбком городе-призраке и городе-лабиринте, которому очень к лицу смерть. Один из лучших фильмов о распаде, воссоединении и очередном распаде супружеской пары, который также известен долгой эротической сценой (не менее знаменательной, чем хоррор-эпизоды) и который наверняка повлиял на Ларса фон Триера, снявшего тридцать пять лет спустя фильм с практически такой же композицией под названием «Антихрист».


Дикий Мессия (Savage Messiah),
1972, 103 мин
18 декабря (воскресенье)
время показа: 21:30

режиссер: Кен Расселл

Дикий Мессия – это франко-английский скульптор Анри Годье-Бжеска, проживший бурную, но короткую жизнь. Он взорвал европейскую арт-сцену накануне Первой мировой и вместе с другими художниками основал британский стиль «вортицизм» (антипод и одновременно родственник футуризма). Фильм также повествует о его безумном, но исключительно платоническом романе с Софи Бжеска. Эти двое практически никогда не занимались сексом. «Может быть, один или пару раз», как вспоминала потом Софи, которая легко оплачивала визиты своего возлюбленного в лондонские бордели.
Судьбу этого гения и «анфан-террибля» экранизировал другой гений и «анфан-террибль» – Кен Расселл. Любитель авангарда, кича и больших форм, прозванный «британским Феллини», он всегда выбивался из английской кинотрадиции с ее «реализмом без прикрас». Для него, как и для Годье-Бжеска, в искусстве границ и табу нет. «Настоящее искусство – это секс. Все остальное – пропаганда» - гласит лозунг фильма, под которым могли бы подписаться и его автор, и главный герой. Кстати, декорации к «Дикому Мессии» создал совсем молодой Дерек Джармен – еще один “анфан-террибль” и один из главных британских режиссеров восьмидесятых.


Мое детство My Childhood (1972)
Моя родня My Ain Folk (1973)
Мой путь домой My Way Home (1978)
трилогия, 172 мин

19 декабря (понедельник)
время показа: 19:30

режиссер: Билл Дуглас

Трилогия Билла Дугласа – уникальный автобиографический проект. Это попытка вернуть и воссоздать утраченное время – время собственной жизни, какой бы тяжкой она не была.  Попытка “вспомнить все”, какими бы мрачными не были воспоминания. Попытка вновь обрести свое “Я” – через экранизацию личного, зачастую интимного, опыта.  Сам Дуглас говорил о “навязчивом стремлении воскресить собственное прошлое”.
Трилогия так или иначе основана на реальных событиях –  жизни Дугласа в его родной Шотландии, начиная с 40-х годов. Тогда он был восьмилетним мальчишкой, жил за чертой бедности в шахтерском городке вместе со сводным братом и хворающей бабушкой, не знал своего отца и единственное спасение от калечащей реальности находил в кино, куда ходил на деньги, вырученные от продажи пустой стеклотары.  Неповторимый поэтический стиль “Трилогии” родился на перекрестке немого кино, советского авангарда и европейского реализма. Фильм «Мое детство» - первая часть трилогии - получил “Серебряного льва” Венецианского кинофестиваля.  

 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Warning: imagejpeg(): gd-jpeg: JPEG library reports unrecoverable error: in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/gk_classes/gk.thumbs.php on line 390
Надав Лапид: в подрывных декорациях

Блоги

Надав Лапид: в подрывных декорациях

Вячеслав Черный

Изральский режиссер Надав Лапид – постоянный участник крупнейших мировых кинофорумов. В этом году он был приглашен на Каннский фестиваль и в качестве члена жюри «Недели критики», и в качестве автора среднего метра «Из жизни свадебного фотографа», вошедшего в «Специальные показы». Об одном из самых любопытных израильских режиссеров сравнительно молодого поколения рассказывает Вячеслав Черный.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

№3/4

Этот воздух пусть будет свидетелем. «День Победы», режиссер Сергей Лозница

Вероника Хлебникова

20 июня в Музее современного искусства GARAGE будет показан фильм Сергея Лозницы «День Победы». Показ предваряют еще две короткометражных картины режиссера – «Отражения» (2014, 17 мин.) и «Старое еврейское кладбище» (2015, 20 мин.). В связи с этим событием публикуем статьи Олега Ковалова и Вероники Хлебниковой из 3/4 номера журнала «ИСКУССТВО КИНО» о фильме «День Победы». Ниже – рецензия Вероники Хлебниковой.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Новая жизнь «Искусства кино». Обращение Антона Долина

10.07.2017

Здравствуйте! Я – кинокритик Антон Долин. Возможно, вы знаете меня по эфирам радио- и телепередач, по статьям в разных изданиях и нескольким книгам. Но обращаюсь я к вам в ином, новом для меня, качестве: как главный редактор журнала «Искусство кино». В эту невероятно почетную и ответственную должность я вступил с начала лета.