В кинотеатре «Пионер» открывается фестиваль «Brick. Фокус на 70-е»
- 15-19 декабря в Москве в кинотеатре «Пионер» пройдет фестиваль английского кино BRICK. В этот раз будут представлены фильмы 70-х годов.
-
- В прошлом году «Пионер» провел первый BRICK — фестиваль лучшего английского кино. Он был посвящен британским шестидесятым - эпохе свинга и молодых “рассерженных”, совершивших революцию в образе жизни и мировосприятии и искренне веривших, что это надолго. Но реальность, естественно, скорректировала эти ожидания. Эпохи, как всегда, сменились быстрее, чем думалось. Теперь в фокусе BRICK – следующее десятилетие, уже другое время. Британские семидесятые - это, как считают сами англичане, переломный период между «новыми волнами» 60-х и консервативным «тэтчеризмом» 80-х. Период после революции или, вернее, ее новая стадия, когда в кино и в жизни иллюзий становится все меньше, но, как ни парадоксально, свободы и разнообразия от этого не убывает. Панки, замшеголовые, рудбои, анархисты, моды, black power (движение черного населения за свои права), растерянный, запутавшийся в своих идеалах мидл-класс... – именно из этого «плавильного котла» возникала современная Британия, которую уже тогда отразили лучшие английские режиссеры.
-
- Заводной апельсин (A Clockwork Orange)
- 1971, 136 мин
-
- 15 декабаря (четверг)
- Фильм-открытие фестиваля
- 20:00 сбор гостей,
- 21:00 показ фильма
- режиссер: Стэнли Кубрик
- Лондон в недалеком будущем. Алекс (Малкольм Макдауэлл) - главарь уличной банды, которая терроризирует всех – женщин, мужчин, богатых, бездомных... Алекс любит две вещи – изощренное насилие и «Девятую симфонию» Бетховена. Наконец-то арестованный за изнасилование и убийство, он попадает в тюрьму и соглашается на правительственный эксперимент. На нем хотят опробовать новый метод лечения преступников от тяги к насилию, который основан на еще большем насилии... «Заводной апельсин», экранизация одноименной антиутопии Энтони Берджесса, - один из главных фильмов XX века и одновременно главный фильм про XX век, отразивший все его неразрешимые конфликты – от границ человеческой свободы и права каждого быть сверхчеловеком до природы власти и карательного закона, еще более преступного, чем его нарушители... В момент выхода на экраны этот шедевр Кубрика поверг публику в “шок и трепет” и оказался пророческим, не утратив своей актуальности и сегодня.
- Безрадостные мгновения (Bleak Moments)
- 1971, 111 мин
- 16 декабря (пятница)
- время показа - 19:30
-
- режиссер: Майк Ли
-
Дебют тогда еще двадцатисемилетнего Майка Ли – будущего классика и обладателя всех главных кинонаград - каннской «Пальмы», венецианского «Льва», берлинского «Медведя». - Изначально задуманный как пьеса, его первый фильм был снят всего за восемнадцать тысяч фунтов. В центре этой жесткой психологической драмы – отношения двух одиноких сестер, которые живут вместе в малогабаритной квартире в пригороде Лондона. Но и между ними – стена отчуждения, возникшая из-за неспособности разделить свое одиночество даже с ближним. Пользуясь минималистскими, даже аскетичными средствами, Ли рисует беспристрастный, но крайне сочувственный портрет мидл-класса – обманчиво благополучных людей, существующих в изоляции и не знающих, как выйти из своих квартир-клеток и справиться с физической и внутренней клаустрофобией. Уже здесь узнается фирменный стиль режиссера - безупречная драматургия, феноменальная достоверность и, конечно же, уникальный метод работы с актерами, которые буквально влиты в своих персонажей. Картина получила награды на кинофестивалях в Локарно и Чикаго.
-
- Давление (Pressure)
- 1975, 110 мин
- 16 декабря (пятница)
- время показа - 21:40
-
- Режиссер: Хорас Ове
-
- Подросток Тони – черный англичанин, родившийся в Британии в семье иммигрантов из Тринидада. Тони прессуют со всех сторон. Ксенофобское белое большинство не принимает его из-за цвета кожи. Брат, агрессивно отстаивающий свою черную идентичность, отвергает парня за то, что он пытается ассимилироваться в белой среде. Родители - за то, что он, получив благодаря им образование, не может найти приличную работу (хотя причина этого - его нетитульное происхождение). В попытках справиться с отчуждением Тони примыкает к компании таких же безработных и потерянных черных ребят и вместе с ними шатается по улицам, промышляет карманными кражами, курит травку... «Давление» снято чернокожим Хорасом Ове в Лэндброк Гроув, районе на западе Лондона, где еще в 50-е обосновались первые мигранты из Карибского региона. Это первый и главный фильм о черном населении и черной субкультуре в современной Англии. Сделанный задолго до эпохи политкорректности, он без иллюзий показал, откуда взялась нынешняя мультикультурная Британия – из атмосферы страха и недоверия – не только белых к черным, а также, как следствие, черного человека – к черному, белого – к белому и, как итог, всех – ко всем.
- Bronco Bullfrog
- 1971, 86 мин
-
- 17 декабря (суббота)
- Время показа – 17:00
-
- режиссер: Барни Платс-Миллс
-
- Черно-белая драма о лондонских «замшеголовых» (suedeheads) – британской субкультуре, родившейся в начале семидесятых. “Замшеголовые” вышли из скинхедов, но выглядели, одевались и вели себя более «традиционно» (длинные волосы, лоферы, костюмы; среди них попадались даже «белые воротнички»). Фильм следует за компанией подростков из рабочих семей, выросших на улице, и непредвзято передает их каждодневное существование – тусовки, мелкие грабежи и правонарушения, нелепые попытки заработать и вырваться из нищеты, хрупкие мечты и влюбленности, обреченные на провал. Картина была снята за микроскопические деньги, а главных героев сыграли непрофессионалы – реальные ребята из Ист-Энда, самого неблагополучного района Лондона. 16-мм копия фильма, когда-то выброшенная на помойку и чудом сохранившаяся, сейчас хранится в личной коллекции Мартина Скорсезе, оценившего ленту очень высоко. А прекрасный меланхоличный саундтрек написала культовая британская рок-группа Audience. Раритетный образец британского социального реализма, способного передать жизнь во всей ее шероховатости и спонтанности, грубости и чувственности.
-
- Убрать Картера (Get Carter)
- 1971, 112 мин
- 17 декабря (суббота)
- время показа – 19:00
-
- режиссер: Майк Ходжес
-
- Лондонский киллер Джек Картер (Майкл Кейн) приезжает в родной Ньюкасл на похороны брата Фрэнка, погибшего при странных обстоятельствах. Полиция считает, что он разбился в автокатастрофе, но Джек уверен, что Фрэнка убили, и начинает собственное расследование. Гангстерский фильм по-британски – жесткий, угрюмый и лишенный всякого романтизма: тут никого не жалко, а жестокость настолько оправданна, что как раз жалость становится преступлением. В год выхода на экраны «Картер» практически провалился в прокате, а режиссера обвинили в «бездушности, одержимости сексом и смаковании насилия». Но спустя годы лента стала культовой и изрядно повлияла на мировое кино – в диапазоне от «Таксиста» Скорсезе до гангстерских комедий Гая Ричи. В 2004 году журнал Total Film назвал «Картера» лучшим британским фильмом всех времен. Теперь британские критики пишут, что Майк Ходжес очень точно передал холод своего времени – крах идеалов шестидесятых и наступление тупого «дикого материализма».
- Палп (Pulp)
- 1972, 95 мин
- 17 декабря (суббота)
- время показа: 21:30
- режиссер: Майк Ходжес
-
- Микки Кинг (Майкл Кейн) – циничный автор криминального чтива, штампующий одну книжку за другой. Однажды он принимает предложение стать «литературным негром» и за большие деньги написать мемуары бывшей кинозвезды (Микки Руни), который часто играл гангстеров и с ними же тусовался. Но, едва приступив к сочинительству, Микки узнает, что его героя замочили на очередной вечеринке... Горе-писатель решает расследовать это дело и невольно теряет грань между реальностью и вымыслом, превращаясь из автора своих бредовых книжек в их персонажа, обитающего в мире тотального абсурда и бессмыслицы... Искрометный «Палп» - второй совместный фильм Ходжеса и Кейна после классического «Убрать Картера». В нем гениально смешалось все - детектив, авантюрная комедия, политическая сатира, фантасмагория и много чего еще... «Палп» предвосхитил недавнего «Призрака» Романа Полански, оказался любимым фильмом писателя Джеймса Грэма Балларда и подарил свое название знаменитой английской группе PULP.
- Квадрофения (Quadrophenia)
- 1979, 117 мин
- Пионерская ночь Британского кино 17-18 декабря, (суббота-воскресенье)
- Начало - 00:00
-
- режиссер: Фрэнк Роддэм
- Лондон, 1965 год. Двадцатилетний Джимми Купер – типичный лондонский «мод», молодой бунтарь и представитель одноименной субкультуры (амфетамины, скутеры, музыка группы The Who...). Джимми ненавидит свою работу курьера в рекламной компании и живет с родителями, которых терпеть не может из-за их консервативных взглядов. Однажды группировки модов, включая Джимми, отправляются в Брайтон, где участвуют в массовой стычке с рокерами... «Квадрофения» - один из главных британских фильмов семидесятых - посвящен предыдущему десятилетию и его героям — беспечным бунтарям, еще не успевшим разочароваться в своем бунте. Этот фильм основан на одноименной музыкальной опере группы The Who и наилучшим образом фиксирует рождение и расцвет культуры «модов». Кстати, лидера и главаря «модов» сыграл совсем еще молодой Стинг, для которого эта роль стала первой работой в кино.
- Рудбой (The Clash: Rude Boy)
- 1980, 133 мин.
- Пионерская ночь Британского кино 17-18 декабря, (суббота-воскресенье)
-
- режиссеры: Джек Хэзен, Дэвид Мингей
- Фильм «Рудбой» – отчасти игровой, отчасти рокьюментари – рассказывает историю Рэя, фаната The Clash, который бросает работу в секс-шопе ради того, чтобы отправиться в турне с одноименной группой. Постановочные эпизоды совмещаются с документальными съемками с концертов The Clash (включая знаменитый концерт Rock Against Racism) и из студии, где они записывали альбом Give 'Em Enough Rope (1978). Название ленты отсылает к субкультуре «рудбоев» (или «руди») - протестного молодежного движения, которое зародилось на Ямайке в шестидесятые и впоследствии ассимилировалось в Англии. «Рудбой» - не только уникальный документ о концертных буднях The Clash и панк-культуре, но и важный фильм о Британии конца семидесятых, раздираемой политическими противоречиями. Картину взяли в конкурс тридцатого Берлинского кинофестиваля, где она удостоилась специального упоминания жюри.
-
- Семейная жизнь (Family Life)
- 1971, 108 мин
- 18 декабря (воскресенье)
- время показа – 17:00
-
- режиссер: Кен Лоуч
- Третий фильм Кена Лоуча – классика британского “критического реализма”, снимающего, однако, не просто “социальные”, но подлинно экзистенциальные драмы. Главная героиня, девятнадцатилетняя Дженис, всеми силами пытается вырваться из своей семьи и не стать такой, как ее родители. Типичные “продукты” мидл-класса и строгие хранители фиктивной “нормы”, они лишь умеют делать вид, что у них все хорошо, хотя оба несчастливы и несвободны, а главное – не имеют права даже заикнуться об этом. На попытку дочери жить своей жизнью они, естественно, отвечают карательными мерами. А когда узнают, что она беременна, то заставляют дочь сделать аборт и даже пытаются запихнуть в психиатрическую лечебницу... Позиция Лоуча совпала с передовыми взглядами известного в шестидесятые шотландского психиатра Рональда Дэвида Лэйнга. Он считал, что «психические расстройства» и «безумие» отдельного человека есть прямая реакция на репрессивное устройство общества и семьи как его ячейки. Фильм участвовал в официальной программе Берлинского кинофестиваля, где получил три награды, а также был признан лучшей картиной года по мнению «Французского синдиката кинокритиков».
-
- А теперь не смотри (Don't Look Now)
- 1973, 110 мин.
- 18 декабря (воскресенье)
- время показа – 19:10
- режиссер: Николас Роуг
-
- Чтобы оправиться от потери дочери, утонувшей в пруду, супруги Бакстеры (Дональд Сазерленд и Джули Кристи) отправляются в Венецию. Здесь отец семейства смог найти работу реставратора в церкви. Но венецианские каникулы постепенно превращаются в кошмар. В этом городе на воде, где все бликует, двоится и преломляется, герои то и дело видят призраков погибшего ребенка. Им являются странные персонажи и начинает казаться, что за карнавальными масками и костюмами гондольеров скрывается что-то ужасное... Один из самых страшных и загадочных хорроров в истории кино – экранизация «готического» рассказа Дафны дю Морье. Один из лучших фильмов о Венеции – зыбком городе-призраке и городе-лабиринте, которому очень к лицу смерть. Один из лучших фильмов о распаде, воссоединении и очередном распаде супружеской пары, который также известен долгой эротической сценой (не менее знаменательной, чем хоррор-эпизоды) и который наверняка повлиял на Ларса фон Триера, снявшего тридцать пять лет спустя фильм с практически такой же композицией под названием «Антихрист».
- Дикий Мессия (Savage Messiah),
- 1972, 103 мин
- 18 декабря (воскресенье)
- время показа: 21:30
-
- режиссер: Кен Расселл
- Дикий Мессия – это франко-английский скульптор Анри Годье-Бжеска, проживший бурную, но короткую жизнь. Он взорвал европейскую арт-сцену накануне Первой мировой и вместе с другими художниками основал британский стиль «вортицизм» (антипод и одновременно родственник футуризма). Фильм также повествует о его безумном, но исключительно платоническом романе с Софи Бжеска. Эти двое практически никогда не занимались сексом. «Может быть, один или пару раз», как вспоминала потом Софи, которая легко оплачивала визиты своего возлюбленного в лондонские бордели.
- Судьбу этого гения и «анфан-террибля» экранизировал другой гений и «анфан-террибль» – Кен Расселл. Любитель авангарда, кича и больших форм, прозванный «британским Феллини», он всегда выбивался из английской кинотрадиции с ее «реализмом без прикрас». Для него, как и для Годье-Бжеска, в искусстве границ и табу нет. «Настоящее искусство – это секс. Все остальное – пропаганда» - гласит лозунг фильма, под которым могли бы подписаться и его автор, и главный герой. Кстати, декорации к «Дикому Мессии» создал совсем молодой Дерек Джармен – еще один “анфан-террибль” и один из главных британских режиссеров восьмидесятых.
- Мое детство My Childhood (1972)
- Моя родня My Ain Folk (1973)
- Мой путь домой My Way Home (1978)
- трилогия, 172 мин
-
- 19 декабря (понедельник)
- время показа: 19:30
-
- режиссер: Билл Дуглас
-
- Трилогия Билла Дугласа – уникальный автобиографический проект. Это попытка вернуть и воссоздать утраченное время – время собственной жизни, какой бы тяжкой она не была. Попытка “вспомнить все”, какими бы мрачными не были воспоминания. Попытка вновь обрести свое “Я” – через экранизацию личного, зачастую интимного, опыта. Сам Дуглас говорил о “навязчивом стремлении воскресить собственное прошлое”.
Трилогия так или иначе основана на реальных событиях – жизни Дугласа в его родной Шотландии, начиная с 40-х годов. Тогда он был восьмилетним мальчишкой, жил за чертой бедности в шахтерском городке вместе со сводным братом и хворающей бабушкой, не знал своего отца и единственное спасение от калечащей реальности находил в кино, куда ходил на деньги, вырученные от продажи пустой стеклотары. Неповторимый поэтический стиль “Трилогии” родился на перекрестке немого кино, советского авангарда и европейского реализма. Фильм «Мое детство» - первая часть трилогии - получил “Серебряного льва” Венецианского кинофестиваля.